Накануне рождественских праздников транспортный вопрос стоит остро — кто-то едет домой, а кто-то хочет попутешествовать по Европе или Чехии. И все хотят сэкономить, доехать максимально дешево.

Наиболее дешевы автобусы, поезда немного более дороги, а самолеты и вовсе нецелесообразны при поездках в Германию, Австрию, т.к. больше времени в зале ожидания сидеть, чем ехать. Для сравнения, протяженный маршрут Прага-Гамбург в 740 км через всю Германию, цены указаны туда-обратно:

  1. Автобус — 62 евро, 12 часов в пути
  2. Поезд EuroCity — 80 евро, 7 часов в пути
  3. Самолет — 200 евро, 1,5 часа в пути

Подобные расстояния и время до Рима и Парижа. Автобусами и поездами можно добраться до любой страны ЕС, включая Великобританию (через Евротоннель под Ла-Машнем) и Швецию (через сеть мостов из Дании в Швецию, в т.ч. Большой Белт и Эресунский в 6,7 и 7,8 км, соответственно):

denmark_bridge

В пределах ЕС любой маршрут займет не более суток-полутора на автобусе или 4 часов на самолете. Отсюда Россия, даже Москва, кажется краем света.

Поезда

ЖД-билеты приобретаются на вокзалах или сайте Чешских железных дорог. Принята классификация поездов, в которой разобраться несложно. Во-первых, это пригородные двухэтажные CityElephant (в расписаниях обозначаются как Os от чешского «osobní», т.е. «частный, личный»). У них много остановок, нет купе, ездят они недалеко. Можно назвать CityElephant чешским аналогом немецкого S-Bahn.

os_1

P1050974

Следующими по скорости идут поезда R (от чешского «rychlý», т.е. «быстрый»). Это электрички, которые ездят как внутри страны, так и до соседних стран. Лет им довольно много, но они очень быстрые, с мягким ходом и удобными креслами, на которых можно неплохо спать.

P1060048

r_1

Обычные международные поезда — EuroCity, EuroNight, InterCity (обозначение EC, IC). Их очень много, различных типов и внешнего вида. Но самые интересные и современные международные — SuperCity (SC), наиболее известные под именем Pendolino. Это поезда, построенные по одноименной итальянской технологии, суть которой заключается в отклонении корпуса при прохождении поворотов без снижения скорости. Билеты на них обходятся примерно на 30-40% дороже, чем на EuroCity, но и едет Pendolino в 1,5 раза быстрее, развивая скорость до 160 км/ч, ездят такие поезда из Праги в Остраву, Оломоуц и Брно.

pendolino_1

pendolino_2

Но поезда непопулярны для международного сообщения. Те, для кого важна скорость, летают самолетом; кто экономит деньги — ездит автобусом.

Автобусы

Автобусы — наиболее бюджетный вид транспорта. В труднодоступные мелкие города добраться можно лишь автобусом, а, к примеру, до Карловых Вар, автобус идет на час быстрее электрички.

bus_1

На сайте Student Agency естьпродажа билетов на автобусы по самым различным направлениям как внутри страны, так и за рубеж. Несмотря на название, экономно покупать билеты могут не только студенты или молодежь, но и вышедшие из этого возраста лица.

bus_links

Также для близлежащих стран можно пользоваться поиском IDOS.cz, но на нем представлены, как правило, маршруты и названия компаний без указания точных цен. Точные цены — на сайтах компаний.

Автобусы популярны в турах выходного дня — дорога, размещение и, в ряде случаев, экскурсии. Если экскурсии не включены в стоимость, то их можно оплатить дополнительно. Или же приобрести путеводитель и развлечь себя самостоятельно.

Цены на туры выходного дня очень низкие. К примеру (3-4 звездочные гостиницы, дорога автобусом, 3-4 дня):

  1. Будапешт — 2520 крон
  2. Вена — 2880 крон
  3. Копенгаген — 3180 крон
  4. Рим — 3150 крон
  5. Венеция — 3500 крон
  6. Париж — 4900 крон

У постоянных жителей Чехии проблем с визами на данных перемещениях нет — Чехия входит в Шенгенскую зону, путешествовать можно свободно. Для тех, у кого первые годовые визы (в первый год лишь первые 3 месяца доступен Шенген) все тот же Student Agency может оформить визы за 300-400 крон.

Выгодно автобусом ездить и внутри страны на большие расстояния. К примеру, поезд Прага-Брно-Прага стоит 500 крон. При этом автобус — 200 крон, а для владельцев ISIC и вовсе 170. Многие автобусные компании предоставляют студентам скидку в 10-15%. Часто проходят акции, существуют значительные скидки при покупке билета за месяц заранее. Впрочем, акции существуют и для самолетов, поездов — несколько наших студентов успешно слетали в Осло за 50 крон. Но, конечно, для авиалиний это скорее исключение, чем правило.

В автобусах есть кондиционеры, телевизоры и прочие современные удобства. Автобусы в отличном состоянии, именно их после нескольких лет эксплуатации продают в страны СНГ.

При заказе билета можно сразу увидеть на сайте, какой фильм будет показываться на данном рейсе в данное время.

Главный автобусный конкурент Student Agency — Eurolines. Фирма поменьше, но и у них бывают интересные предложения и акции.

Самолеты

Авиакассы в Чехии, возможно, и существуют, но местное население активно пользуется интернетом и поэтому авиабилеты приобретаются онлайн и нередко прямо на сайтах авиакомпаний — это выгоднее и удобнее. В направлении России наиболее популярны рейсы чешской CSA и российского Аэрофлота.

csa_1

Для поиска наиболее выгодных цен следует использовать сайт компании Student Agency, которая занимается продажей билетов не только на автобусы, но и самолеты по наиболее низким ценам. Есть поиск по множеству авиакомпаний, со стыковками в разнообразных городах.

Плюс, что очень удобно, Student Agency одним запросом выдает вылеты из Праги, Вены и Мюнхена. Мюнхен и Вена являются крупными транспортными узлами, поэтому билеты до них иногда дешевле, а добраться на поезде или автобусе до этих аэропортов из Праги можно за 3-4 часа и 300-500 крон расходов в одну сторону. Вполне сопоставимо с поездкой в московские аэропорты из Москвы.

Как ехать в Россию

Можно ехать поездом, можно лететь самолетом. Разницы в ценах нет — порядка 10 тыс туда-обратно. А комфорт на самолете в разы выше, дорога занимает 2,5 часа вместо 36 (через Белоруссию) или 48 (через Украину) часов и нет радостей общения с злобными польскими и белорусскими пограничниками.

Наиболее выгодным вариантом, как правило, является авиакомпания Атлант-Союз с рейсом Москва-Брно-Москва и ценой в 9600 руб, включая сборы. Соответственно, еще от Брно надо добираться до Праги часа 3.

До Праги что у CSA, что у Аэрофлота средняя цена Москва-Прага-Москва составляет 14 тыс руб.

Еще летом 2009 работала компания КД-Авиа с ценами Москва-Калининград-Прага-Калининград-Москва в 4 тыс руб, но на данный момент компания прекратила свое существование.