Сегодня одногруппница дала замечательную, прелестную ссылку на сайт турфирмы, которая организует «обучение» чешскому для поступления в чешские ВУЗы (в общем, еще один говнопосредник). Прелесть, я в умилении:

… По статистическим данным, основной дефицит составляют специалисты в области экономики. К 2030 году в стране окажутся вакантными около 420 тыс. рабочих мест…

Показывал данную страницу знакомым со школы — все также в умилении, со стороны создается ощущение, что в Чехии только сидят и ждут, когда же к ним приедут невостребованные на родине абитуриенты-экономисты и возьмут бразды правления немытой Чехией, получат за это от ЕС гражданство и тележку золота в придачу. Так и ощущаю дух говношкол для русских. Хотя сегодня же один из преподавателей говорил: «В Чехии многие абитуриенты хотят учиться на экономике, праве — никто не хочет работать руками». Поступить на тот же юридический факультет Карлова университета практически невозможно — по слухам, на всем факультете учится лишь один иностранец, т.к. для поступления нужно сдавать архисложные тесты на очень высокие баллы, конкурс гигантский. Подобная ситуация в VŠE — поступить намного сложнее, чем в ČVUT. Хотя дальшейшее обучение проще, чем на технических специальностях. Выгоды от экономического или юридического образования для меня сомнительны — зарплаты не выше, перспектив меньше.

Этот же преподаватель отметил: «У чешский тех. ВУЗов огромный недобор абитуриентов — поэтому и привлекают активно зарубежных абитуриентов». А по мнению описанной выше говнотурфирмы:

государственные вузы перегружены студентами;

Развитием ČVUT пользуются и экономисты — присоединенный недавно к ČVUT Masarykův ústav vyšších studií (сокр. MÚVS) готовит экономистов, менеджеров для различных отраслей промышленности, но обширного изучения техническим дисциплинам отсутствует. Большинство студентов наших экономических групп туда отправляют приглашки. Не говоря уже о наличии на электротехническом, строительном, транспортном и других факультетах ČVUT экономических специальностей для соответствующих отраслей — в энергетике, электротехнике, на транспорте. И экономисты для транспортных отраслей изучают строение авиадвигателей, систем безопасности, основы электротехники в течение не менее чем 30% академических часов.

01

Конкуренции в подготовке экономистов с VŠE при этом нет — в ČVUT не учат финансистов и вообще специалистов для работы вне технических сфер. На отдельные специальности можно поступать лишь при наличии высшего технического образования.

Специализации MÚVS в бакалавриате (перевод вольный):

  1. «Ekonomika a management / Personální management v průmyslových podnicích» («Менеджмент в промышленности») — во время обучения студент по возможности должен работать на профильном предприятии;
  2. «Ekonomika a management / Řízení a ekonomika průmyslového podniku» («Управление и экономика в промышленности») — аналогично;
  3. «Specializace v pedagogice / Učitelství praktického vyučování a odborného výcviku» («Преподавание практических предметов и тренинг по специальный предметам») — только заочная форма обучения;
  4. «Specializace v pedagogice / Učitelství odborných předmětů» («Преподавание специальных предметов») — необходимо тех. образование.

Подобные условия и для магистерских программ — на отдельные специальности можно поступить лишь при наличии технического образования, требуется хороший уровень английского. В большинстве случаев зачисление производится по итогам рассмотрения CV (обычно называется для гуманитариев «портфолио» и в нем играет важную роль опыт работы в промышленности и техническое образование). Специальности и специализации:

  1. «Podnikání a komerční inženýrství v průmyslu» («Предпринимательство в промышленности») — только при наличии тех. образования;
  2. «Řízení rozvojových projektů / Řízení regionálních projektů» («Региональная экономика и менеджмент») — необходимо тех. образование (допускается экономическое), специальность ориентирована на изучение интеграции чешских компаний в пространство ЕС;
  3. «Řízení rozvojových projektů / Projektové řízení inovací v podniku» («Менеджмент инноваций в предпринимательстве») — аналогично.

В MÚVS есть и курсы повышения квалификации для менеджмента промышленных компаний, можно получить MBA. И лично мое мнение об экономическом и лингвистическом образовании — это приложение к какому-либо образованию, а не образование само по себе. К счастью, концепция чешского высшего образования меня поддерживает и даже на философском факультете Карлова университета обучение построено по принципу сочетания изучения языков, политологии или истории с другими специальностями для повышения практической пользы от образования. Никто не изучает язык ради языка — язык изучается для использования на практике.