Для оценки знаний в Чехии повсеместно используются тесты — на вступительных, сертификационных экзаменах по уровням CEFR, зачетах во время обучения в школах и ВУЗах. Это очень удобно, дешево и объективно.

На вступительных экзаменах в ВУЗы результаты обрабатываются автоматически и поэтому результаты доступны на сайтах университетов вечером того же дня и поступают в системы учета оценок. В Чехии нет бумажных ведомостей — при получении оценки в ВУЗе она выставляется преподавателем лишь в единую информационную систему и в зачетку студента. В этой же системе хранятся результаты вступительных экзаменов. Расписания предметов, выбор предметов — все происходит в электронном виде и поэтому требует минимальных накладных расходов, удобно и для преподавателей, и для студентов.

В силу отсутствия человеческого фактора нет сомнений в объективности проверки и равных правах всех абитуриентов. Грамотно составленный тест сложен и при этом не возникает спорных ситуаций, когда оба варианта ответа одинаково подходят.

Результаты всех экзаменов выставляются в процентах — от 0% до 100%, соответственно. Получить 100% на практике невозможно, даже самые опытные преподаватели не могут сдать свой предмет на 100%, т.к. они люди и абсолютно всего знать не могут. 100% — некая абстрактная величина, идеал. Как и оценка «отлично» (чешская «1», от 90% на тестах) является исключением даже для одаренных студентов — в очень хороших группах не более пары студентов имеют отличные оценки по отдельным предметам. Поэтому всегда есть потенциал для роста, мотивация улучшать свои знания и получать еще более высокую оценку. Ставить оценку «для поддержиния общей положительной картины» преподаватели не будут — в силу приема всех экзаменов в виде тестов даже круглый отличник может полностью завалить экзамен (что и происходит иногда при сдаче непрофильных предметов).

В течение годового курса в ÚJOP Poděbrady каждую неделю проводились небольшие 10-15-минутные тесты. Наши тесты проверялись вручную, обычно нашими же одногруппниками.

Тесты — фундамент системы контроля знаний в Чехии. Удивительно, но даже у наших студентов из СНГ не возникало сомнений в объективности результатов, тесты точно соответствуют уровню знаний. Это подтверждалось и ежемесячными тестами, и семестральными экзаменами, и итоговыми экзаменами. От теста к тесту результаты не менялись кардинально, у каждого человека они были на одном и том же уровне, коррелировали они лишь с успехами в изучении предмета.

Если в России все 16 лет своего обучения мне ежедневно приходилось сталкиваться с оценками «А поставим-ка мы тебе вот это…» (то по доброте преподавателя, то по его ненависти или просто плохого настроения), то в Чехии подобного я пока не слышал. Что человек получил — то и является результатом. Нет ни одной возможности у преподавателей «валить» неугодных студентов или лелеять любимчиков. При этом у студента всегда есть возможность пересдать тест несколько раз. А в случае, к примеру, SCIO (единый тест для выпускников, является аналогом российского ЕГЭ и проводится коммерческой организацией) можно проходить тест неограниченное количество раз и в качестве конечного результата будет выбран лучший.

Лично я очень поддерживаю систему тестов. К примеру, именно благодаря ЕГЭ я получил от ненавистного преподавателя-бюрократа в школе не «3», а «4» — ниже «4» спустить оценку ей не удалось, свой ЕГЭ по русскому я написал как один из лучших студентов в школе, к ее огромному сожалению. У бюрократической образовательной системы СНГ система тестов стоит как кость в горле — пытаются дискредитировать очевидно полезное нововведение, придумывают поводы для отмены. Как и критика «Даже преподаватели не могут сдать ЕГЭ» говорит не о проблемах ЕГЭ, а о некомпетентности преподавательского состава в СНГ и попросту неспособности человека знать все. На мой взгляд советские системы образования находится в пропасти, созданной гос. идеологиями — бюрократы зубами держатся за свою кормушку коррупции и не дают развиваться образованию, делая его все более неконкурентоспособным на мировом рынке.

Повторюсь — лично меня чешская оценка знаний с помощью тестов удивила. Она объективна и эффективна. Если кто-то не может поступить в ВУЗ — он не говорит, что его преподаватели коррумпированы, он винит лишь себя и уровень своих знаний.