На второй неделе обучения в школе прошла проверка начальных знаний студентов по профильным предметам. Предметы тестов зависели от выбранного направления: гуманитарии писали гуманитарный тест, экономисты сдавали математику и английский язык, технари-физики — математику и физику, а технари-информатики — математику, физику и информатику.

Без сомнения, приведенные ниже данные очень важны для понимания необходимости изучения профильных предметов абитуриентами — подавляющее большинство после приезда не обладает знаниями по той же математике даже на уровне «удовлетворительно». Причем задания по той же физике и математике упрощены по сравнению с итоговыми заданиями.

Математика

Тест по математке прошел вместо первой пары в той же аудитории, где шли обычные уроки чешского. При проведении теста присутствовал преподаватель группы, который в начале урока раздал студентам по двойному листу А4 и по небольшой книжечке с заданием. Заданий было 25, и стоит отметить, что начинались они с весьма легких задачек вроде складывания дробей, а кончились раскрытием предела. Так же были задачи на геометрию, тригонометрию, уравнения с параметром, логарифмы, производные, степени и корни, комплексные числа, операции с векторами — в общем все те темы, которые проходят в 11 классе в российских школах. Для желающих подготовиться будет полезным задачник Никольского «Алгебра и начала анализа, 11 класс», в котором раскрыты практически все темы. В тесте не было ни слова по-чешски, поэтому чешский знать для решения не нужно.

Это ключевой для многих в Подебрадах предмет и результаты очень интересны. К сожалению, с математикой плохо даже у технарей, 68% студентов сдало тест на «неудовлетворительно» (F или 0 баллов):

Еще хуже ситуация у будущих экономистов:

80% экономистов не сдало! Причем 10% не получило ни одного балла, не решило вообще ничего! Экономика — это не болтология, это в первую очередь математика и без ее знания не обойтись. Невозможно что-то считать, предпринимать и «экономить» без владения школьной математикой.

Причем данный тест по математике имеет более низкую сложность по сравнению с итоговыми экзаменами в конце года. И если бы данный тест проводился на уровне итогового, то количество сдавших хотя бы на «удовлетворительно» было бы еще меньше.

Физика

Тест по физике проходил аналогично, вместо одной из пар. Точно так же наш преподаватели дали такие же листы А4 и книжки. Большинство задач на классическую механику (кинематику, статику, динамику), несколько задач на молекулярную физику, парочка на электрические цепи, одна на оптику. Как и в тесте по математике, ничего запредельно сложного не было, для подготовки вполне подойдут учебники Мякишева «Физика. 10 класс» и «Физика. 11 класс».

Результаты экзамена выглядят следующим образом:

К сожалению, более половины будущих инженеров получило оценку «неудовлетворительно».

Информатика

Информатику студенты писали уже после пар, в большой аудитории. К двум часам (а именно в это время начался тест) около аудитории было чуть больше десяти человек, когда пан инженер Miroslav Jílek ожидал около сорока. Заданий в тесте было три, все три — на знание оператора цикла for и математических операций в языках Pascal и BASIC.

Английский язык

Placement Tests был ориентирован на бизнес-лексику учебника Intelligent Business. Напоминаю, что данный учебник используется в Подебрадах на занятиях по английскому, т.к. английский преподается только у экономистов. У студентов других профилей английский является второстепенным в вузовской программе и они занимаются более важными для своей специальности предметами.

Отмечу, что и по английскому UJOP держит отличный уровень преподавателей — тест проводила пани Водичкова, которая школьные годы и первые курсы вуза провела в США, а затем продолжила изучение английской литературы в Мексике. После возвращения на историческую Родину (а чехи все чаще возвращаются домой) она стала преподавать в UJOP в Подебрадах.

Гуманитарный тест

Гуманитарии сдавали тест H – это тест на примерное определение интеллектуального уровня, эрудированности человека. Язык теста можно было выбрать; русскоязычные студенты выбрали, конечно, русский.

Всего 40 заданий; времени на то, чтоб подумать и поставить крестики, предостаточно – полтора часа; большинство студентов уходили намного раньше. 10 заданий — несложные математические задачи (достаточно базовых знаний), 30 –вопросы на общие знания в области географии, истории, социологии, психологии и культурологии. Примеры вопросов:

  1. Какие лидеры присутствовали на конференции в Потсдаме в 1945 г.? Варианты ответа – Сталин, Рузвельт, …
  2. Отметьте среди следующих художников основателей направления кубизм. Варианты ответа: Сальвадор Дали, Ван Гог и т. д.
  3. Чем прославился Тутанхамон? Среди вариантов ответов: участием в определённой войне, сохранившейся гробницей и т. д.
  4. Выберите среди этих политических деятелей того, кто участвовал в создании Конституции США в 1787 г. Варианты: Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон и т.д.

Распределение по группам происходило в зависимости от результатов теста и от выбранной специализации (право, международные отношения, пиар, социология, психология). Право считается самой сложной специальностью в Чехии в отношении поступления. Было удивительно видеть, когда в группу будущих юристов уже в самом начале пришли 7 человек, а после двух недель их было уже 12! Смельчаки. Правда, им не устают напоминать, что расслабиться не удастся. Самые сложные экзамены на поступлении, конкурс сумасшедший. И в прошлом году из Подебрад никто не поступил на право, в позапрошлом только один человек. Но студенты не теряют надежд. Кстати, с 2013 года юристов переводят в пражский центр «Кристалл» из-за стремительного роста кол-ва студентов в Подебрадах, замок уже не вмещает всех.

На другие гуманитарные специальности поступить значительно легче, об этом рассказывали на информационной встрече для всех гуманитариев. Даже на престижные международные отношения! Правда, ещё трудной специальностью для поступления считается психология.

Итоги

На следующей неделе, уже после распределения по группам, можно было узнать результаты тестов у преподавателей. Судя по всему, если у гуманитариев и экономистов группы поделили по результатам тестов, то у технарей эти результаты пока не влияют на распределение студентов в группы, на данный момент учатся люди с самым разным результатом, от практически нулевого до отличного.