В попытке создать новую традицию я и в текущем году опубликовал призыв к студентам закончившегося года написать свое видение обучения на курсах в Подебрадах. В позапрошлом году отзывы были собраны и опубликованы и я не стал терять надежд, пускай и на следующий год я получил лишь 1 отзыв (и он был утерян, увы). Как и всегда в личном разговоре со студентами, в отзывах меня в первую очередь интересуют замечания, т.к. хвалебные речи полезны лишь для самолюбования (да и я сам знаю обо всех плюсах курсов), а вот замечания позволяют обнаруживать проблемные места и работать над ними. Кроме того, студенты из года в год дают свежий взгляд на одни и те же вещи, подталкивают к анализу «А как это можно сделать еще лучше».

Отзывами текущего года я в целом очень доволен и они конструктивнее отзывов 2010/11. Огорчила меня лишь крайне низкая активность — заметки написали лишь студенты технических групп, в основном студенты магистерских технических групп. Ни одного отзыва от экономистов, ни одного отзыва от гуманитариев. Комментировать каждый отзыв я не буду, но с радостью дам свой комментарий на отдельные интересующие вас моменты, опишу причины такого стечения обстоятельств (а порой место имеет и просто недопонимание). Хочу обратить внимание на то, что эти отзывы не имеют ничего общего с отзывами на любых других сайтах любых других фирм и школ — студенты UJOP не обязаны писать отзывы и тем более я не осуществлял никакого отбора, правки и пр.

Артем Мишуков (Уфа) — магистратура электротехнического факультета ЧВУТ

Более чем удовлетворен курсами. Нет смысла писать про высокое качество программы, отличное техническое состояние общежития, и отлаженную организацию всей внеучебной бюрократии, связанной с визами, поступлением и тд. Всё это действительно очень хорошо работает. Я магистр, и поэтому за время обучения я лично общался с семью-восемью учителями чешского и ни к одному нет серьезных претензий! Есть очень суровые, есть молодые, есть просто «поэты» своего дела, плохих не встретил. Честно. Очень сдружились с преподами английского, теперь встречаемся-сидим по пятницам и не только. Сами Подебрады прекрасны и расслабляющи — то что нужно, чтобы привести мысли в порядок после двадцати лет жизни в мегаполисе. Теперь к конструктивной критике:

  • Второй семестр мог бы быть и по насыщенней. Нагрузки заметно меньше. Это хорошо если ты бакалавр — других проблем хватает, но мне как магистру не хватало «экшена», как в 1м семестре.
  • В группе магистров английский не был разделен на подгруппы по уровню владения языком. Из-за этого больше всего страдали ученики с начальным уровнем и сами преподаватели — разрывались бедняги. Не думаю, что это так сложно исправить.
  • Руководство могло бы быть поактивнее с отчислениями: пара выгнанных студентов в начале уч. года здорово поднимает дисциплину в общаге и успеваемость на занятиях, а по деньгам не такая уж потеря большая.

Ну а в целом это был один из счастливейших, интереснейших и при том продуктивных годов в моей жизни. Вот так вот пафосно, но ведь правда=)


Андрей Гончаров (Санкт-Петербург) — бакалавриат факультета ядерной физики ЧВУТ

На самом деле, впечатления смешанные. С одной стороны, преподавание чешского было отличным, финальный экзамен писать было очень-очень просто. В принципе, после этого обижаться уже вроде как неудобно. Но.

С другой, преподавание остальных предметов было в диапазоне от «среднего» до «ужасного». Такое впечатление, что с обилием студентов опытные преподаватели кончились и экстренно набрали кого попало, вплоть до студента-бакалавра экономики, который вел у нас информатику (в итоге больше болтали с ним за жизнь, и это было очень полезно для чешского, кстати). В этом году были хождения делегаций к пани Влковой по поводу преподавания, лично участвовал в двух, особых перемен не случилось.

Первый семестр был неплохим (много чешского, да и предметники учили нас больше говорить, чем своему материалу), но вот во втором тратить целую половину своего времени на письменное решение задач с листочка… Жалко приличных денег за очень много академических часов.

В итоге предметы сдали процентов так 25-30 (судя по церемонии вручения). Я-то сдал, но у меня почти 3 курса технического вуза в России — не заслуга преподавателей курсов. Было бы лучше, если бы второй семестр, как и первый, состоял из чешского на 2/3 и выше.

Как-то всегда получается, что о негативе больше тянет писать, чем о хорошем. Это неправильно. Итак, о хорошем.

Как я и писал, чешский преподавали хорошо, абсолютное большинство его как раз сдало, обеспечив себе поступление в желаемые вузы. Также студентам создавали тепличные условия во всех внешкольных делах — желающих реально водили за ручки и напоминали им, к примеру, не забыть сдать нострификацию и подать приглашки в вузы. Каких-либо проблем не имели даже совсем несамостоятельные товарищи.

Комфорт жизни был вполне хорошим даже в общаге, но уже после Нового Года наших знаний чешского хватило на то, чтобы со знакомыми найти квартиру для аренды и попросить у хозяина все нужные по закону бумажки. Так стало еще приятнее — да что там, я дома в северной столице так шикарно не жил. И вообще особых проблем за год не возникало.

Поехал бы я на другие курсы, если бы мог вернуться на год назад? Пожалуй, нет. Всё-таки моей целью было изучение чешского и поступление в вуз, что и было успешно сделано. Чешский у нас велся на совесть, а чего было бы в других школах — тот еще вопрос.

Только посоветую сразу прорываться любой ценой к хорошим преподавателям.


Роман Зубрицкий (Брест) — магистратура машиностроительного факультета Брненского тех. университета

Курсы полностью оправдали себя, приехал с нулевым уровнем языка, закончилось все сертификатом В2 и заверечноу гарден парти)

Достоинства школы:

  • высокий уровень преподавания, т.е сильные педагоги, с которыми можно подискутировать ,в меру осведомленности и знания языка, от сравнения пенсий чехов и цыган до президента Земана на 9 мая), кроме основного курса по специализации (2 семестр).
  • комплексная подготовка, язык + спецпредметы (математика, физика, аналитическая геометрия, информатика) у технарей. У магистров во втором семестре — чешский и английский. Учебные материалы также достойны высокой оценки.
  • доброжелательность и отзывчивость. Не сталкивался с непониманием и отказами в помощи, все решаемо при наличии аргументов и мотивации.
  • Недостатки:

    • не очень сложилось с преподавателем математики, после коллективного письма был заменен на другого.

    Проживание и быт:

    • Подебрады полностью самодостаточный город, все чего не хватает, найдется в Праге.
    • тихий и уютный город, где созданы все условия для комфортной учебы и отдыха.
    • возможность завести кучу новых знакомств с сербами, боснийцами, студентами из Латинской Америки (Перу,Панама), Африки, Азии и т.д. Курсы интернациональные.
    • Недостатки:

      • явных необнаружил, все житейские ситуации решаемы. Кому-то город может показаться слишком тихим.

      «Сложности»:

      • по приезду встал вопрос с общежитием, заселили в старое. Через день переехал на приват, где и прожил весь курс. Деньги за бронирование вернули.

      Вывод:

      • отличные курсы для изучения чешского языка в государственной школе с большим опытом работы.

      Разницу почувствовал в Брне, когда в полиции узнал о «черных» списках студентов, которые пропускают занятия, где они должны объяснить причины непосещаемости; опять же в ход идут «справки и подтверждения» от посредников и т.д + по часам курсы гораздо меньше — 3 часа в день/4 дня в неделю при стоимости 4000евро/год, за год набегает достаточно. Описанное выше лишь мой опыт и субъективное мнение, которое не претендует на истину и уж точно не рекламирует курсы, только информация к размышлению.

      Напослед хотел пожелать всем отказаться от стереотипов, касаемо чехов, Чехии как страны и университетов Чехии. Мир не сошелся на Праге. Есть куча других классных университетов в Брне, Оломоуце, Плзни. Сам с этим столкнулся, отождествлял себя только с Прагой, а получилось все по другому — меня ждет замечательная программа в ВУТ Брно, где как оказалось по моей специальности лучшие условия — крупнный центр по проведению испытаний авиаконстукций + свеженькая лаборатория от Евросоюза. Все зависит от ваших пожеланий, выбор большой, так что торопиться не стоит)


      Антон Носов (Барыш) — магистратура строительного факультета ЧВУТ

      Что касается чешского языка — я доволен теми преподавателями, которые меня обучали. Знаю что, есть люди, которые иного мнения, но в целом могу сказать, что чешскому здесь учат хорошо.

      Не доволен преподаванием физики и английского. Первым из-за слабого преподавателя, вторым из-за того, что преподавание английского велось для двух групп с разными уровнями владения английским языком одновременно и в одной аудитории.

      Что касается города, то Подебрады, по моему мнению, отличное место.


      Сергей Пилипенко (Киев) — магистратура факультета информатики Масарикова университета

      Мое впечатление после годового обучения чешскому в UJOP Poděbrady сложилось приблизительно следующее:

      Первый семестр был настоящим кошмаром. Точнее испытанием для психики. Такого отсутствия дисциплины на занятиях я не видел ни в своих школах в Кременчуге, ни в институте в Киеве. Что бы что то уловить на уроке, услышав от преподавателя, нужно было неплохо поднапрячься, чтоб отфильтровать это с общего потока шума. Огромное спасибо уважаемой Иве Крейчиковой. Стальной и в то же время чувствительной женщине. А еще красивой:) У нее получалось держать дисциплину и какая то информация усвоилась у меня в голове. Другой преподаватель по чешскому, не знаю на сколько серьезно, признался, что иногда просто плачет, после занятий. Чтоб преподавать в таком зверинце нужно действительно иметь железную психику. Учился я в Е3. Хотел подтянуть английский язык. Ожидания не были оправданны. Отношение группы к занятиям привело к тому, что преподаватель просто слил уроки на игры типа «Города». От математики я отказался, досрочно ее сдав, так как от «спец предмета» не только не было толка, но и выходил я с занятий с дурным настроением, не находя ответа на вопрос «зачем я сюда приехал, если на родине было как то цивильней?».

      Второй семестр, положил для меня новые ожидания, я не без проблем перевелся в группу магистров. Проблема заключалась в том, что я не набрал одного процента по заключительному экзамену по инглишу и под самый конец меня начали ставить перед фактом, что это обязательное условие. Когда я показал договор, в котором четко написано, что я в любом случае должен учится в группе магистров, мне начали втирать про какой то локальный распорядок, который идет в разрез подписанному обоими сторонами договору. Тем кто таки решится ехать сюда — будьте на чеку.

      Дисциплина в новой группе была куда по лучше и даже было о чем поговорить. Я не мог нарадоваться такой компании. Ребята супер. Начались «семинары» (заседания в пивотеке) В общем в социальном плане стало легче.

      Дальнейший негатив был вызван опять же преподаванием английского. Руководство школы решило, что так как люди в группе обладают разным уровнем английского, мы их поделим на 2 группы. И угадайте что? Занятия будем проводить в одно и то же время в одной аудитории одним и тем же учителем. На мои вопросы «Что это за детский сад» директор отвечала «когда я была маленькой, в моем селе так преподавать было нормальной практикой». Я же не спорю, в общеобразовательной школе, когда то давно, может не хватало преподавателей, но когда я заплатил 5к евро за «языковые курсы», то данный подход мне кажется просто неуместным. В итоге от английского языка я отказался, записавшись в языковую школу в городке по близости. Там можно было попрактиковать чешский с неадаптированными чехами ну и подучить английский. Кстати между людьми, которые постоянно общаются с иностранцами и которые этого не делают — есть большая разница:) Преподаватели в школе мой чешский понимали хорошо, неадаптированные же чехи — когда как)

      Ни за отказ от математики, ни от английского мне деньги естественно никто возвращать не собирался.

      Отдельная тема — переселение по окончанию школы. Нас, тех кто еще не успел свалить с новой общаги, быстренько выгнали в соседнюю старую общагу. Таких было не мало, т.к. дождаться решения о приеме ВУЗов нужно было всем.

      Реалии старой общаги опять же были вызваны не столько ее не очень современным состоянием, а нашим контингентом. Который то в унитаз попасть не мог, то орал, так что приходилось вызывать милицию, которая кстати толком ничего им сделать не могла, то курил на этаже так, что в комнате воздух был не лучше.

      Отдельной больной темой для меня стало отсутствие интернета. Его ни вайфаем не поймать, ни у мобильного оператора за адекватные деньги не подключить. Я как человек зарабатывающий деньги за компьютером, в очередной раз попал в очень неприятную ситуацию.

      На вопрос: «приехал бы я сюда еще раз» я уверенно отвечу — нет. Стоит ли ехать в Чехию — да. Варианты? Пока я здесь находился у меня сформировалась следующие модели более разумной траты времени и денег.

      • Учить чешский на родине, ехать сюда и поступать в очень неплохой тот же Массариков университет, где у меня не попросили сертификата о знании чешского. Дальше выкручиваться.
      • Ехать учить чешский при ВУТ Брно. Там не замыливают глаза какими то спец предметами, берут на 2 тысячи евро меньше и открывают визу тоже на год. Да и жить год в городе по больше для меня бы было как то позитивней. Хотя Подебрады хороший город, на родине городок с 10ю тысячами населения смотрелся бы куда более скромно, даже если бы он был курортный, как Подебрады.
      • Ехать за границу по работе. К сожалению в тот момент когда я планировал свое будущее, в часности ехать в эту школу, мой оклад и виденье того какие возможности, в том числе для эмиграции дает сфера ИТ, у меня были совсем другие.

      Вот такое впечатление. Увы мое восприятие устроено таким образом, что негатив мне запоминается куда лучше, чем позитив. Надеюсь остальные ребята добавят то, о чем я не сказал.


      Виктория Усан (Москва) — бакалавриат факультета ядерной физики ЧВУТ

      Я узнала о курсах языка достаточно поздно, но рада, что не опустила руки и приехала именно сюда.

      Хоть Подебрады и малы, но здесь почти каждые выходные проводятся различные культурные мероприятия, в замке есть театр и кино, рукой подать до Праги, Млады Болеслав, Йичина и других городов, так что проблем с изучением чешской культуры и языка не было вообще. Приятно, что к нам, студентам-иностранцам, относились тепло и радушно, не следуя никаким стереотипам.

      Хочется отметить уровень преподавания: рада, что нашей дружной группе достался такой профессорский состав, с которым приятно было работать и общаться, просто смотреть фильмы и петь песни. Особенно дружно учили математику с профессором Рубешом (если вы еще не знаете, кто это, прочитайте о нем поскорее). Если и были какие-то проблемы по учебе, нострификации или же с подачей документов на визу, они решались моментально – преподаватели и администрация охотно помогали с решением этих вопросов.

      В Подебрадах было, есть и будет классно! Пожалуй, это пока что лучший опыт в моей жизни. Жаль, что это нельзя повторить.


      Дмитрий Долгих (Ханты-Мансийск) — докторантура электротехнического факультета ЧВУТ

      По совокупности огромного количества случайных и не очень факторов я оказался студентом группы H5. Группа оказалась гуманитарной, несмотря на то, что я собирался поступать в докторантуру по техническому профилю. Оказалось, что всё так и было задумано, будущих докторантов всех профилей определили учить туда чешский, дабы вместо гуманитарных доп. предметов мы могли ходить на другие, которые нам нужны. Я ходил к Т1 на математику и физику и к Е3 на английский. За первый семестр каких-либо явных проблем или неудобств не происходило. Группа и преподаватели мне нравились.

      Во втором семестре перешёл в магистратскую группу. Тут уже были только взрослые люди (уже окончившие бакалавриат/магистратуру или специалитет), так что атмосфера была несколько иная. Из предметов был чешский и английский. Чешский вели два преподавателя на очень хорошем уровне, проблемы вызывал английский. Дело в том, что в группе все оказались разных уровней, в итоге разделили на 2 (ниже среднего и выше среднего), но главной проблемой было даже не то, что уровни не всем подходили, а то, что студенты всех уровней занимались одновременной в одной аудитории. Это было тяжело как для преподавателя, так и для студентов.

      В общем и целом могу оценить курс на отлично, именно благодаря нему я поступил в докторантуру FEL CVUT, даже, несмотря на то, что редко когда делал домашнее задание 🙂

      Подебрады я могу назвать этаким детским лагерем, песочницей для тренировки языка и ломания привычных устоев в головах жителей СНГ. Это та Чехия, в которой хочется жить.