Согласно расписания 21-27 мая прошли итоговые экзамены в нашей школе.

Предметы у каждой группы были свои, в зависимости от направления обучения:

Для нашей технической группы информатиков (Т1) это был устный и письменный чешский, информатика, математика:

Студенты уделили итоговым экзаменам в разы меньше внимания, чем зимой семестральным. Огромная часть студентов вообще не готовилась к чешскому и лично мне это кажется логичным — нужно свободно владеть языком и даже немного поправить язык за неделю не удастся, это труд нескольких месяцев. Профильные предметы, безусловно, старались готовиться (кроме меня, т.к. у меня достаточно забот с приготовлением к презентации темы диссертации на 22 июня).

Письменный чешский

Письменный экзамен прошел у всех групп утром 21 мая. Экзамен был довольно несложным, состоял из 2 блоков: аудирование с чтением и грамматика с сочинением. Экзамены проводились профессорами других групп — у нас была милая молодая чешка-искусствовед, которую мы до этого вообще ни разу не видели и поэтому ее речь была непривычна. На аудирование было выделен примерно час времени, в течение которого по 2 раза зачитывалось 2 текста (в разных группах — разные). После двух прослушиваний зачитываемого профессором довольно объемного первого текста с большим количеством сложных оборотов и незнакомых слов (у нас был текст о инновационном южнокорейском городе концепции «Умный дом») нужно было выбрать один из нескольких вариантов ответов на 10 вопросов. После второго (чешский павильон на Экспо-2010 в Шанхае) следовало максимум в 3 словах дать ответ на 10 вопросов. Второй текст был очень интересен — оказалось, что на Экспо-2010 Чехия успешно представлена, ее экспозиция пользуется популярностью и является одной из лучших по данным китайских СМИ. После экзамена я проверил — действительно, чешский павильон очень популярен. Миллионного посетителя чехи приняли уже 29 мая, а российский ожидал его принять на 6 дня позже, 4 июня, хотя его площадь в 3 раза больше (у России 6 тыс м², у Чехии — 2 тыс м²), его посещали самые немыслимые государственные российские делегации, где проводится безумное количество концертов, а проведение было распиарено на всю Россию и российские СМИ распортуют о гигантском интересе, часовых очередях в российский павильон и т.д. Для чешских же СМИ проведение Экспо в Шанхае является рядовым событием и выдающихся заслуг никто не подчеркивает, внимание населения приковано к более важным вопросам (и это далеко не мифический развал еврозоны и ЕС).

После аудирования было 2 текста подобного объема для чтения и аналогичных ответов — на первый давались варианты ответов, а на второй требовалось написать ответы в 1-3 слова самостоятельно, хотя грамматика в данной части экзамена не учитывалась. Первый текст был посвящен Франтишеку Кржижку (František Křižík) известному чешскому электротехнику, выпускнику ČVUT, автору ряда инноваций в производстве трамваев, активному конкуренту немца Вернера фон Сименса (основателя известной компании Siemens AG). Бюст Кржижика установлен вестибюле главного здания FEL ČVUT на Дейвице, так как именно благодаря его инновациям и предпринимательству в Чехии очень популярен электротранспорт, развита железнодорожная сеть, а главным пражским городским транспортом является трамвай и чешский подвижной состав конкурентоспособен на мировом рынке. Вспомнить тему второго текста, увы, не удалось.

После аудирования и чтения был 15-минутный перерыв, затем все приступили к главному: грамматическому тесту и сочинению. Тест содержал всего 3 листа (привычные нам тесты имели почти десяток), но это компенсировалось сложностью — нужно было вставить в небольшой текст со сложной лексикой и оборотами пропущенные слова (без вариантов), склонять сложные формы известных нам чешских слов и числительных, переписывать фразы в повелительном наклонении. Назвать тест заурядным нельзя, но и по-настоящему сложного ничего в нем не было.

Заключительная часть письменного экзамена была традиционной — сочинение на 100 слов. На выбор в нашей группе было 2 темы — влияние компьютера на жизнь человека (достоинства, недостатки) и ваше обучение в Чехии (перспективы, проблемы). Судя по всему, все студенты писали о своем обучении в Чехии. Лично я традиционно не перечитывал тест и даже сочинение, сразу сдал — надо было встречать в аэропорту приглашенных родственников.

Общее время проведения экзамена составило 2 часа, начался он в 9:30 и закончился в 11:30.

Устный чешский

При проведении устного экзамена каждому студенту отдельно было назначено время утром 27 мая, на каждого студента было выделено 15 мин. Беседовала с нами все та же молодая чешка с чешской молодой задорной речью, а записывала результат другая, постарше и поопытнее. В одних группах экзамен растягивался, а где-то проходил быстрее. У нас все шло очень быстро, по 7-10 минут на человека. Разговаривать нужно было быстро и при этом очень связно — времени на обдумывание фраз не было, да и лично мне оно уже не требовалось. Лично моя концепция устного чешского — главное, чтобы понимали, грамматика придет со временем.

Я опоздал, пришел дико невыспавшимся и поэтому первые несколько минут лишь просыпался и пытался понять, что же происходит. Все было просто — зашел, мимоходом поздоровался, присел напротив молодой чешки, а вторая сидела поодаль и молча слушала нас, записывая мои ошибки и баллы в листок.

Лично для меня экзамен не представлял никакой проблемы, общаться с чехами приходится еженедельно на встречах с докторантами и профессором. О чем будем разговаривать — я вообще не знал. Спокойная беседа с милой девушкой с отличной дикцией и идеальным чешским — одно удовольствие. Ежедневно приходится сталкиваться с более сложными ситуациями — пожилые чехи с ужасной дикцией, шум, очень быстрая речь, различные диалекты, сленг и порой даже словацкий язык. Разговор начали с того, что я думаю о Чехии, условиях, преимуществах, перспективах. Я довольно аргументировано и объемно сравнивал техническое образование в России и Чехии, свои текущие дела в ČVUT, ожидания и планы, мы немного поспорили о некоторых аспектах высшего образования и под конец я лестно отозвался о технических ВУЗах Чехии, что вызвало умиление чешки, она улыбнулась и сказала, что все это замечательно, но нужно переходить к следующей части экзамена, выложив передо мной на выбор 2 небольших листка, на каждом из которых было 3-4 абзаца довольно сложных текстов. Стоит упомянуть, что под сложными текстами я подразумеваю те тексты, в которых некоторые ключевые слова незнакомы мне — для сравнения, тексты чешских газет и журналов я не считаю сложными.

Я попытался собраться после занимательной беседы и понять, что же на листках. Сначала бегло прочитал заголовки — один текст о каких-то плазмоидах и уничтожении мусора, а второй о экодоме британского архитектора. Я ожидал, если честно, увидеть что-то более связанное с электротехникой, ИТ или бытовой жизнью. Во второй раз я уже бегло бегал по строкам текстов и пытался понять, что же за плазмоиды в первом тексте и что вообще это такое. В конце-концов первый текст окончательно отбросил, выбрал для обсуждения второй. Я оставил один листок, об экодоме, а девушка попросила еще раз прочитать текст и для затравки рассказать свое мнение о нем — мне ее фраза показалась ироничной, я поднял глаза и не менее иронично с улыбкой сказал «Эм, вы думаете, что я не в состоянии понять содержимое текста?..» Говоря честно, я вообще не знал, о чем говорить — тема энергетически пассивных домов, конечно, очень актуальна в современном мире и даже на FEL есть специальность с этим связанная. Но лично меня мало интересует архитектура зданий, потребляющих минимум воды и электроэнергии, использующих альтернативную энергетику и представляющие собой энергетически автономное сооружение с минимальным воздействием на окружающую среду.

Собрал в голове все свои познания о чешской экологии, энергоэффективности и постарался хотя бы что-то сказать. Если на русском это было бы элементарно, то на чешском я не знаю выражений «энергоэффективность», «замкнутый цикл», «альтернативная энергетика» и тому подобных. Все сводилось к идиотским «potřebuje minimální elektřiny, vody» и я ходил все вокруг да около, разбавляя рассказами о том или ином новом здании в Праге (к примеру, NTK) и значении энергосбережения на экологию. К счастью, эта мука отсутствия мыслей о данной теме продолжалась недолго и девушка сказала, что экзамен окончен и я свободен. Я извинился за тупой рассказ об экодоме и что я ничего по данной теме, к сожалению, не знаю.

Результаты экзаменов по чешскому

Спустя 10 минут после сдачи экзамена последним студентом группы нас пригласили для сообщения результатов. Лично мой результат за устный экзамен составил 98%, о чем я несколько раз переспросил и был чрезвычайно удивлен (лично я оцениваю свой устный чешский не более чем на 80-85%) — по сообщению преподавателей, у меня хорошая фонетика, связная речь. Конечно, присутствуют русизмы (это отдельный разговор — многие русские студенты не могут отвыкнуть от «системы» в женском роде, от «трамвая» в мужском и тому подобных схожих слов, склоняют по привычке их в роде, который слова имеют в русском языке), но именно уровень понимания языка высок (понимаю и я, и меня). 98% — это удивительный результат, один из 5 лучших в школе. Устный в целом в группе был неплох, средний балл составил примерно 90%.

С письменным было сложнее — у меня 82%, проблема в мечтании во время аудирования (про Экспо-2010 я прослушал несколько абзацев, поэтому отвечал интуитивно) и посредственной грамматике. В группе также все неплохо — в среднем 80-85%.

В нашей группе экзамен сдали все студенты. В остальных группах немало несдавших, особенно студентов из Азии, Латинской Америки или попросту прогульщиков. Им придется сдавать вступительные экзамены по чешскому в ВУЗы самостоятельно, это стоит дополнительных денег (500-1000 крон в каждый ВУЗ), времени, сил и в случае несдачи чешского и там лишит возможности бесплатного обучения.

Прочие экзамены

Мне, как студенту курса подготовки к докторантуре, нужно было сдавать лишь экзамены по чешскому. А т.к. мне было лениво идти на другие экзамены и требовалось время на подготовку к презентации темы диссертации на FEL ČVUT, я сходил лишь на английский, где был огромный тест с аудированием, грамматикой на уровне Intermediate.

В случае несдачи хоть 1 экзамена, в т.ч. профильного, сертификат об окончании курсов не выдается, дается лишь справка. Поэтому огромное количество студентов по окончанию курсов получило справки — сдать физику, математику, английский порой было очень сложно. Но, к счастью, при условии успешной сдачи чешского можно получить справку о сдаче чешского и многие факультеты ее принимают наравне с сертификатом.