Как и планировалось, во вторник, 22 июня, на ФЕЛ ЧВУТ прошел вступительный экзамен в докторантуру (по-русски аспирантуру), выше только звезды. Удивительно, но я поступил и все это в тот же день было весело «обмыто» с вечерними купаниями в озере! 🙂

В назначенные 9:00 поступающие на специальность «Информатика и вычислительная техника» собрались возле назначенной аудитории в кампусе ЧВУТ на Карловой площади, откуда всех организованно проводили через несколько уровней допуска и мы оказались на последнем этаже в крыле, доступном только для сотрудников вуза. Очень чисто, красиво — даже лучше, чем обычные аудитории для студентов. В ЧВУТ повсюду установлены устройства для считывания данных персональных карт — в зависимости от места работы, учебной программы посетители имеют доступ лишь в те в коридоры и аудитории, которые необходимы им. Гулять просто так по всему зданию не удастся. Также, как я понял, учитывается время нахождения каждого студента и сотрудника внутри комплекса учебных корпусов.

Нас было 6 человек, всех рассадили в небольшой комнате, в это же время в соседней аудитории для собраний организованно собралась комиссия — декан, зам. декана по докторским программам, несколько ведущих профессоров и зав. кафедрой вычислительной техники (куда мы и поступали). Все было как часы, впустую время не шло. Как и по предварительной информации, так и уже на месте нам сообщили, что на презентацию каждого проекта выделяется не более 5 минут, после чего следуют вопросы на 10 мин и общее время на каждого поступающего, таким образом, составит не более 15 мин. Все лихорадочно перечитывали описания диссертаций, составляли планы рассказа, но уже вскоре по одному начали приглашать в аудиторию с комиссией, аккуратно закрывая за каждым дверь и, поэтому, ничего не было слышно и видно. Единственное, что стало понятно по рассказу одного из первых вышедших, — никакого проектора и даже попросту компьютера нет, нужно рассказывать все самостоятельно и четко отвечать на поставленные вопросы.

Когда подошла моя очередь, я оказался внутри и за мной закрылась дверь — я оторопел. Комиссия сидела вдоль сдола перпендикулярно к доске, рассказывать им так было бы невозможно. Я прошел вдоль стола, в замешательстве остановился посередине, на что мне четко предложили сесть прямо напротив декана, который сидел в центре комиссии. Прямо говоря, он сразу произвел очень психически сильного человека — ФЕЛ (электротехнический факультет) является одним из основных и самых больших в ЧВУТ, по размеру и бюджету превосходит многие целые вузы. Заготовленный план рассказа, раздаточный материал я сразу же отложил на соседний стул, почувствовав их бессмысленность в данной ситуации: декан серьезно и неспеша пальцами перебирал кипу бумаг моего «личного дела» из приглашки, CV, копий перевода российского диплома и приложения, нострификации, описания темы диссертации и т.д., поэтому он уже знал не только где я родился, учился и какие оценки получал, но и чем занимаюсь в свободное время, а также где и у кого работал. Он поднял глаза и серьезно спросил: „Mluvíte česky?“. Я не растерялся и уверенно ответил: „Určitě“, он немного улыбнулся и поехало…

Затем начались конкретные вопросы, на которые нужно было давать конкретные ответы. Никаких общих красивых описаний, никаких ссылок на бумаги или воздушные замки. Все четко — в чем уникальность диссертации, ценность для научного мира, практического применения, преимущества и недостатки по сравнению с имеющимися системами и т.д. и т.п. Ни одной общей фразы, на первом же лишнем слове возвращали к теме вопроса. Тема диссертации должна быть сформулирована чрезвычайно точно, этому уделяется огромное внимание. Я довольно сильно растерялся и в 2 предложения все никак не мог уместить цельное описание диссертации, — но мой научный руководитель был в составе комиссии, подключился к обсуждению и помог разъяснить все в требуемом ключе. Назвать обсуждение легким я никак не могу — дошли мы даже до обсуждения архитектуры P2P в Google.

В целом обсуждению диссертации было уделено не более 30% общего времени, основную часть занимали общие вопросы о личности соискателя, интересах, лингвистических компетенциях, финансах. Приблизительный ход собеседования о деньгах:
— Опишите нам, пожалуйста, как вы представляете ваше финансовое положение в ближайшие 4 года (время обучения в докторантуре).
— Насколько я знаю, всем докторантам выплачивается стипендия и, как мне кажется, ее достаточно для проживания в первые годы (вся комиссия удивленно посмотрела на меня).
— Да, безусловно, стипендия есть — основная составляет 6 тыс крон чистыми на руки. Но неужели вы считаете это достаточным?
— Да, мне кажется, что 6 тыс крон достаточно для оплаты общежития и питания, книги оплачиваются ВУЗом.
— А вы знаете, сколько стоит общежитие?
— Да, 3-4 тыс крон.
— И оставшиеся 3 тыс крон — это достаточно для прочих расходов?
— Да, у меня не было в России широких финансовых возможностей во время обучения в ВУЗе, а уровень цен был ощутимо выше пражского. Лично я не вижу ничего невозможного. Тем более, как я думаю, во время обучения в докторантуре я буду иметь возможность получать дополнительные деньги за преподавание и прочую работу в стенах ВУЗа (комиссия удручающе покачала головой — видимо, деньги за преподавание небольшие).
— Как я понял, прошедший год вы учились в Подебрадах на курсах чешского. Вы стипендиат?
— Нет, я оплачивал сам (в комиссии кто-то шепетом обратил на это внимание).
— Что вы будете делать, если вам не будет хватать стипендии? Будете работать? Вам помогут родители?
— Родители мне не помогут (в комиссии удивились), а смешивать обучение в докторантуре с работой ради зарабатывания денег я бы не хотел — в т.ч. поэтому я поехал учиться в Чехию, а не остался в России, где также имел возможности обучения в хорошей аспирантуре. Я хочу именно учиться, на первые годы у меня достаточно сбережений (комиссия еще больше удивилась).
— Вы считаете, что сбережений хватит? (удивленно)
— Да, хватит (улыбнувшись) — во время обучения в России мне довелось много работать (я понял, что скрывать уже бесполезно, надо открывать карты — либо поступлю, либо нет, играть надо по-полной), что отражено в моем CV, поэтому в России я имею собственный небольшой бизнес в сфере интернет-технологий и, наверное, социально защищен (бизнес комиссию не удивляет — у большинства докторантов свои фирмы).

Не менее занимателен был самый конец собеседования, когда атмосфера перешла от мыльно-напряженной к резко позитивной и декан решил передать слово зав. кафедрой, который за все время ничего у меня не спросил.
— Да, я думаю, у меня есть интересный вопрос (серьезно взматриваясь в меня, от чего у меня с лица мигом сошла улыбка) — вот вы вроде бы учились в Подебрадах чешскому. Это так?
— Да, целый учебный год (в зале атмосфера стала более напряженной)
— 2 семестра, хорошо… Только вот это удивительно для меня. Я бы назвал это, наверное, деликатным вопросом, но я все же скажу — меня удивляет ваш чешский. Очень (я подумал, что ему он не нравится, я уже не задумываюсь во время речи о произношении, спряжениях и падежах). Я бы назвал ваш чешский удивительным и очень хорошим (улыбнулся и все облегченно выдохнули, особенно я, он ускорил темп) — на мой сугубо личный взгляд владение чешским на таком уровне для иностранца выглядит неправдоподобно (и прочие дифирамбы моему чешскому). Иногда, очень редко, слышно русский акцент — но в целом все прелестно.
— Спасибо. Конечно, я хотел учиться в ČVUT и поэтому усиленно занимался год чешским, это очень важно для обучения и вообще проживания в Чехии (улыбаясь и катаясь в масле, а комиссия в это время шепчется, подмечая мою мотивацию).
— Удивителен такой чешский особенно для русских (задумавшись). Вы русский (вся комиссия смотрит на меня, а я в шоке не знаю, что и сказать)?
— Эм… Ну.. Да.. Русский.. (хотя вообще согласно основной легенде я полубелорус, а порой и вовсе белорус)
— Вот это и удивительно — по моему личному опыту, даже спустя 10 лет проживания в Чехии большинство русских говорят по-чешски хуже, намного хуже вас.

Также было обсуждение причин выбора именно ЧВУТ, а не другого европейского университета и много других вопросов. Очень понравилось комиссии, как я ярко и емко описал интерес к работе в ВУЗе и науке в целом. Не знаю даже, как могло все это поместиться в 15 минут.

Минут через 15 после окончания собеседования с последним соискателем нас пригласили всех в зал и огласили результаты — условно говоря, все поступили. Среди поступивших оказался лишь 1 иностранец — я. Нас поздравили, сообщили о проведении 1 сентября оформления документов, получения пропусков, ящика электронной почты (все сотрудники обязаны иметь университетскую почту и просматривать поступающие письма) и т.д. Также попросили не терять связь со своими научными руководителями, т.к. в течение лета те должны подобрать своим подопечным кабинеты и рабочие места.

Разбрелись, два наших новоиспеченных докторанта обсуждали с руководителем нашей группы текущие вопросы и подошел к ним, на что он обратился сразу ко мне и ошарашил: «Илья, с января будешь преподавать, если не против. Хороший чешский». И, соответственно, дал пару рекомендаций по началу работы в сентябре. Согласно письму с приглашением на экзамен, в тот же день должен был проходить экзамен по иностранным языкам для их дальнейшего обучения — но нам никто об этом не напомнил и все в приподнятом настроении разошлись.

А о том, как далее моя учеба будет развиваться в ЧВУТ, я буду писать в отдельном блоге, ЧВУТ.ру, следите за обновлениями!