В 2001 году Евросоюз принял в качестве основополагающей системы оценки владения языками под названием CEFR (англ. Common European Framework of Reference, чеш. Společný evropský referenční rámec (SERR)).

Флаги стран ЕС. Источник фотографии - our-daily.com

В настоящее время она является общепринятой в Европе, выглядит следующим образом:

    A — Элементарное владение

  • A1 — Уровень выживания
  • A2 — Предпороговый уровень
    B — Самостоятельное владение

  • B1 — Пороговый уровень
  • B2 — Продвинутый уровень
    C — Свободное владение

  • C1 — Уровень профессионального владения
  • C2 — Уровень владения в совершенстве

В Подебрадах в течение учебного года не проводится промежуточного тестирования по уровням CEFR, лишь в конце года сдаются итоговые экзамены на уровень B2 и студенты, успешно сдавшие экзамен, бесплатно получают сертификат ÚJOP с подтверждением владения чешским на уровне B2 согласно CEFR. Данный экзамен можно пройти и без обучения на курсах в ÚJOP, причем экзамены проводятся не только в Чехии, но и в ряде стран при чешских посольствах.

А теперь переходим к самому интересному — по каким критериям определяют соответствие заданий экзаменов, речь экзаминуемого требованиям того или иного уровня CEFR. Сайт Совета Европы дает лишь общие представление о каждом из уровней. Например, перевод описания уровня B2 (полный список описаний на русском):

Понимаю общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты. Говорю достаточно быстро и спонтанно, чтобы постоянно общаться с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон. Я умею делать четкие, подробные сообщения на различные темы и изложить свой взгляд на основную проблему, показать преимущество и недостатки разных мнений.

К счастью, на сайте есть и более подробная статья «Illustrations of the European levels of language proficiency» с более подробными описаниями уровней от Cambridge ESOL, но все равно очень поверхностными и даже близко не дающими представление о методиках проведения, а главное, составления тестов.

ALTE

Как ни трудно догадаться, интерпретировать требование «Понимаю общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы» можно в очень широких пределах и поэтому каждый методист может составлять тесты очень по-разному. Соблюдать единые требования можно лишь при совместной работе ведущих национальных сертификационных центров — и подобная европейская организация для регулирования сферы сертификационных экзаменов называется ALTE (англ. The Association of Language Testers in Europe, рус. Европейская лингвистическая ассоциация тестологов).

Была создана она в 1989 году, когда встала проблема унификации системок оценок языковых экзаменов и разработки единых требований по сертификации знаний иностранных языков в Оксфордском (Великобритания) университете и Саламанском университетах (Испания, известен по инициативе «Instituto Cervantes»), в настоящее время в нее входят 34 научно-образовательных учреждения из 27 европейских стран: University of Cambridge ESOL Examinations, Goethe-Institut, TestDaF-Institut, Trinity College London, Instituto Cervantes и др. Все ключевые игроки, чьи имена на слуху у каждого изучающего соответствующий язык. ALTE является организацией, в 2003 году получившей от Совета Европы полные права члена формирования образовательной сферы ЕС, а в 2006 — заняло в ООН место особого консультанта. На официальной странице с подробным описанием уровней CEFR все описания приведены из материалов учреждений-членов ALTE или единого методического центра ALTE. Из Чехии лишь Карлов университет в лице ÚJOP, как главного центра преподавания чешского языка иностранцам и сертификации, входит в данную организацию.

И все тесты в ÚJOP регулируются внутренними регламентами ALTE, соответствуют ее требованиям и в мельчайших деталях следуют разработанным методикам оценки (которых на данный момент уже более 400, но доступны лишь членам ALTE). Методики тестирования в ÚJOP сертифицированы ALTE, а логотип ALTE есть на каждой странице сайта ÚJOP. Сдавая на какой-либо уровень в ÚJOP, можно быть абсолютно уверенным, что ваш B2 по чешскому точно соответствует требованиям CEFR и качество методики аналогично тестам по немецкому в Goethe-Institut, по испанскому в Instituto Cervantes, по английскому в University of Cambridge ESOL Examinations и т.д.

Говношколы не соответствуют требованиям CEFR

Отдельные говношколы стали сочинять собственные тесты и проводить прямые параллели между сроками подготовки на данный уровень у себя и в ÚJOP. Очевидно, что прямо оценивать уровни владения чешским в ÚJOP и говношколах нельзя — если ÚJOP разрабатывает тесты при участии методистов ALTE и, соответственно, абсолютное соответствие CEFR, то говношколы опираются лишь на собственные интерпретации общих описаний из официальных документов.

Я неоднократно держал в своих руках новейшие методики обучения чешскому языку из методических отделов ÚJOP, но меня просили нигде и никому не освещать увиденное. Тесты, методики — коммерческая тайна. Примеры тестов лишь отдаленно напоминают то, что есть на экзаменах. Если в общий доступ попадет хотя бы достаточное количество тестов, составленных по тем же методикам, что и реальные тесты — можно будет без должного знания языка набирать большое количество баллов.

ÚJOP имеет доступ к решениям по сертификации международного сообщества ALTE как его участник — подобного права нет больше ни у кого в Чехии.

И когда я в недавней встрече с директором одной из школ ÚJOP рассказал, что очень крупная частная русская школа сообщает «У нас на B2 сдают через 4 месяца изучения языка — а в Подебрадах только в конце годового курса, это прямо говорит о качестве обучения».. Директор был очень удивлен и очень захотел посмотреть на этих вундеркиндов, которые за 4 месяца изучают чешский язык на уровне, который в России богемисты достигают в лучшем случае к концу 5 курса. Не менее удивленно спросил он и о том, кто сертифицировал тесты данной школы и чьи сертификаты выдает — я ответил, что сертификаты собственного образца, а сертификацию никто не проводил. На что я получил очевидную фразу: «Так любой может и дома печатать себе сертификаты, достоверность уровня знаний по которым никем не проверена».

Я не призываю всем бросаться и идти учиться в ÚJOP. Я лишь хочу подчеркнуть неоспоримое право ÚJOP быть эталоном сертификации как лидера данной отрасли и бессмысленность проведения параллелей между уровнями по экзаменам в ÚJOP и в другой школе, в первую очередь открытой русскими для русских. Это то же, что выверенные до мелочей итоги теста DaF сравнивать с оценками Марьи Ивановны, составленными по ее личной методике.