В последние пару лет закрутился маховик русского бизнеса под названием «Окончание школы в Чехии». Наверняка вы уже слышали о Первой славянской гимназии или некоей «экогимназии», т.н. «Школы7» (для русского уха звук пустой). Как и всегда, из-за резко возросшего потока вопросов я решил опубликовать заметку на сайте со своим личным мнением о происходящем. Если сказать кратко: «Извращения бывают разные и каждый имеет право на них, но я предпочитаю логичные решения за оптимальную цену, а окончание школы за рубежом — маразм еще тот».


Фото: Lidovky.cz

Я не буду заниматься нравоучением или вскрывать в очередной раз гнойники русского бизнеса. Я хотел бы обратиться к вашей логике и попробовать самим понять идиотизм подобных предложений.

Очевидные аспекты выпускного класса в Чехии

Чешский язык

Пожалуй, каждый человек в здравом уме понимает, что для обучения в чешском вузе нужно знать чешский язык. Но почему-то многие родители считают, что в чешской школе можно начать учиться без чешского языка. Будто он появится по мановению волшебной палочки сам по себе из ниоткуда или после сотни часов по чешскому. Ага, для обучения в вузе нужно от 1000 часов, а в выпускном классе школы можно влиться в учебу с 100 часами посредственных курсов.

Разница в школьной программе

К сожалению, между Россией и странами ЕС огромная пропасть в школьных программах. Чехи учатся в школе 13 лет, а россияне — в лучшем случае 11. Как я уже писал, например, в российской школьной программе по математике отсутствует комбинаторика, основы теории вероятности, аналитическая геометрия, комплексные числа, множества и пр. Ребенок эти знания получит сам по себе при пересечении границы? Посмотрите на своего ребенка — он хватает звезды с неба и в 5 классе освоил всю школьную программу? Так с чего вы взяли, что разницу в 3 года обучения он волшебным образом компенсирует в чужой стране, чужом городе, на чужом языке? Сомнительно, что руководство нормальной (а не частной) гимназии вообще стало бы брать ребенка с таким отставанием в программе.

Разница сказывается и в попросту отсутствии оценок, часов по таким предметам, как «История Чехии», «Чешский язык» или «Чешская литература». Из года в год чешские школьники получают свои часы, оценки и поэтому в итоге имеют право на сдачу выпускных экзаменов — а вашему чаду нарисуют эти оценки и часы с потолка?

Обратите внимание и на разницу в возрасте. Как я уже писал, чехи в школе учатся 13 лет. Т.е. в 13 классе учатся 19 или даже 20-летние чехи. Хотите своего 16-летнего ребенка к ним отправить? Я бы не стал.

Проживание

Сегодня я фантазировал на эту тему и пытался влезть в шкуру российского родителя, который отправляет чадо «заканчивать школу в Чехии». Как я предположил, родители представляют себе британский пансион с постриженными газонами за забором. Проживание, обучение в одном здании, вышколенные и строгие учителя. Ага, наивный я родитель.

Никакого проживания при школе нет, во всех известных мне случаях студенты живут в самых непопулярных (из-за убогого качества) общежитиях вузов, либо на съемном и дико дорогом жилье от русских, т.к. языка не знают, каши в голове еще мало, а родители верят всему и оплатят что угодно. Например, студенты т.н. «экогимназии» (бренд «Школа7», если не ошибаюсь) получают жилье в общежитии Sazava Высшей школы химической технологии. О состоянии этого общежития можно судить из заметки выпускницы Марианок:

Увы, нет английских газонов и хмурого британского неба. В этих общежитиях копеечные цены (впрочем, вам легко накрутят цену), поэтому обилие выходцев из СНГ и вьетнамцев, веселая жизнь обеспечена. Нормальные студенты чешских вузов живут так или так, но кто там даст вашему ребенку место — ему нужен дополнительный ворох бумаг (как несовершеннолетнему), платить он будет по совсем другому тарифу (как лицо, не являющееся студентом вуза) и сомнительно, что вообще получит место (т.к. и среди студентов вузов желающих хватает).

Визовые вопросы

По одному богу известной причине во многих (если не всех) известных мне случаях «окончания школы в Чехии» есть дополнительный платеж за документы для получения и продления визы. Чем он вызван — одному богу известно. Но если школа действительно имеет право и приглашает иностранных школьников, то документы они должны бы получать бесплатно.

Недееспособность

Надеюсь, вы не забываете, что ваше дитя недееспособно и не может даже счет в банке открыть, в общежитие ЧВУТ заселиться или нострификацию получить на руки. Везде за ним должен ходить законный представитель (на которого вы оформите документы). А как завяжутся у вас с ним отношения и как будете оплачивать — вопрос отдельный.

Адаптация

Меня особенно умиляет зомбирование клиентов «выпускного класса в Чехии» словом «адаптация». Мол, ребенок будет учиться в Чехии среди чехов (ага, с фактически нулевым чешским) и сам собой все разузнает о чешской жизни, вольется в коллектив. Но вернемся в реальный мир — сходите в школу и посмотрите на взаимоотношения детей, трения, споры и даже открытые конфликты. А теперь представьте себе вброс в это сообщество чужака. Красота.

Но в «выпускных классах» все, как правило, намного проще — чехов нередко нет. В известном мне случае обучения в «гимназии» на весь класс приходилась лишь одна чешка. Учитель литературы оставил ее рассказывать, а сам пошел по своим делам.

Уровень «школы»

Во-первых, все известные мне «выпускные классы» организуются при частных учебных заведениях. Платите деньги — учитесь.

Во-вторых, кто работает в этих школах? Например, директором той же Первой славянской гимназии по данным офсайта является Татьяна Ивановна Перглер. Лично я сомневаюсь, что она чешка.

В-третьих, в Чехии обозначение «гимназия» не говорит о каком-либо высоком уровне школы. Все учебные заведения выше 9 класса в Чехии являются по меньшей мере гимназиями. Нормальные, целеустремленные школьники идут после 9 класса в технические (технари), медицинские (медики) и пр. училища или на худой конец гимназии (гуманитарии). Благодаря этому к началу обучения в вузе у них уже есть хорошая база по профильным предметам и при этом они в полной мере (а не как в России) владеют общими предметами (т.е. и медики знают основы теории вероятности). Самым низшим уровнем гимназий являются т.н. «экогимназии»: школьники без видимых целей в будущем учатся любви к природе, птичкам и рыбкам, ходят в походы (поэтому она и «эко»). Даже в государственную экогимназию я бы своего ребенка не отправил, не говоря уже о частной. Так как, повторюсь, адекватные чешские школьники с планами на поступление в вузы учатся уже в 17 лет по своему профилю, а не любви к рыбкам и птичкам. Кстати, все экогимназии (коих свыше 50 штук в Чехии) работают «под эгидой ЮНЕСКО» и никакой элитарности в этом статусе нет.

Чешский аттестат

Как известно всем, для поступления в чешский вуз российский аттестат необходимо нострифицировать. Нострификационные экзамены, на мой взгляд, созданы лишь для отсечения полных дебилов. На английском нужно уметь представиться, кратко рассказать о себе, а на географии по контурным картам рассказать о разных регионах. Нет никакой проблемы в нострификации, она примитивна.

При этом в Чехии нет российского правила выдачи аттестата абсолютно всем выпускникам, аттестаты не получают 14% выпускников.

Итого

Я описал выше все As-Is, т.е. как и что должно быть. Но русские схемы позволяют совершать невозможное и пролезть через угольное ушко: избежать, например, сдачи чешского языка на выпускном экзамене или притянуть за уши часы для покрытия очевидной нехватки часов по чешскому языку, литературе или истории за предыдущие годы. Конечно, так кусок бумаги можно будет получить, но ни о каких выгодах или хороших знаниях речи не идет.

Лично я не вижу в «выпускном классе» ни одного достоинства и при этом целый ворох проблем, вызванных попросту отсутствием нормальной организации и маразматичностью идеи в целом:

  • Отсутствие закрепленного результата обучения в России. Да, даже аттестата нет и неизвестно, будет ли чешский.
  • Банальная бытовая неустроенность и неясность с организацией питания (Прага — не Подебрады, в ресторанах питаться не получится).
  • Проблемная адаптация в чужой стране, новом сообществе. Даже перевод в новую школу в том же городе в России разве так прост для школьников?
  • Гигантские неоправданные расходы. Я диву даюсь, когда вижу тысячи евро за год обучения — будто это Карлов университет и титулованные преподаватели, кандидаты наук.
  • Фактически нулевой чешский на выходе и неподготовленность для обучения в вузе.

Попытки найти логику в этих схемах повергают меня в состояние, близкое к шизофрении. Логики, экономической целесообразности или экономии времени нет: изучение того же чешского на должном уровне занимает по меньшей мере год ежедневных плотных занятий, а затраченная за «выпускной год» сумма сопоставима с ценой нормальных курсов чешского. Не говоря уже о нагрузке на психику и ворохе бытовых проблем, которые не могут быть оценены в денежном эквиваленте.

Моя близкая знакомая из Новосибирска как раз ехала «заканчивать школу в Чехии», все закончилось школой при посольстве РФ. Как я писал выше, денег потрачена уйма, чешского ноль, огромный пробел в школьных знаниях, на руках все тот же российский аттестат с золотой российской медалью (которую она и в России должна была получить). Школа, кстати, вполне рядовая по российским меркам по уровню преподаванию, хотя все вопросы по проживанию на самом школьнике, никто за него ответственности нести не будет, документы на визу не дадут и при этом ежемесячно по 3000 крон заплатите (ага, граждане РФ).