Главным нововведением 2013 года в транспортой системе Подебрад стало введение оплаты за парковку на центральных улицах города. Для наведения порядка и борьбы за места для автомобилей горожан, в Подебрадах начали использовать типичную европейскую методику — горожане получают карты (от 400 крон/год) для парковок в т.н. «синих зонах», а приезжие оставляют машины на других улицах и платят с 8 до 18 часов в рабочие дни небольшую почасовую оплату (в данном случае 10-30 крон/час). Даже в Праге система введена не во всех округах, но в Подебрадах большое количество автотранспорта на улицах беспокоит горожан давно, а год от года в Подебрады приезжает летом на своих автомобилях на отдых все больше чехов и поэтому проблема стала критической. Сейчас можно видеть на улицах города все 22 запланированных автомата:

IMG_3089

Зоны для местных жителей не заметить крайне сложно, они по аналогии с привычными такими же зонами в других городах, выделены синей разметкой. Парковаться на ней нерезидентам строго запрещено, в Подебрадах это грозит штрафом в 2 000 крон.

IMG_3177

Карту для парковок в синей зоне может получить каждый житель города, владелец недвижимости или фирмы с местным юр. адресом. Причем цены меняются существенно для разных категорий жителей, а у жителей — и от кол-ва автомобилей. Так жители платят 400 крон/год за первое авто, 1 000 крон/год за второе, 3 000 крон/год за третье и каждое последующее. У владельцев недвижимости тариф фиксирован на 1 000 крон/год, а у фирм — 5 000 крон/год.

В свою очередь, туристам следует обращать внимание на знаки и оплачивать парковку в автоматах. Все довольно просто — вложить требуемое кол-во мелочи в кронах, нажать кнопку и положить чек на видное место под лобовое стекло.

IMG_3088

Городская администрация не подготовила, к сожалению, карту зон, на официальном сайте в соответствующем разделе опубликован лишь PDF со списком зон. Единственная найденная мной карта выглядит следующим образом:

parkovani_podebrady

Оранжевым цветом выделены участки для кратковременной парковки (20 крон за первый час и по 30 за каждый последующий), зеленой — парковки со средней продолжительностью (10 крон/час), а голубым — «синей зоны» для горожан. В свою очередь, точками отмечены места установки автоматов, а красным выделена граница зоны регулируемой парковки. В городе остаются и места, где можно парковаться бесплатно без ограничений, такой зоной является и ul. Opletala, где расположены общежития UJOP.

Несмотря на наличие водительских прав и определенного опыта вождения, на данный момент я пешеход и велосипедист и могу судить в первую очередь с их позиции. Нововведение является крайне полезным для города и его жителей, ведь на улицах меньше машин, люди еще больше склоняются к использованию общественного транспорта. С приобретением авто не появляется приоритетное право использования городской территории и потому по меньшей моральный дискомфорт горожан от наличия авто на улицах должен компенсироваться привлечением финансов на развитие города. Само собой, некоторая часть горожан понесет незначительные дополнительные расходы в связи с оплатой «синей зоны», но при этом подавляющая часть все же паркуется в гаражах своих домов и изменений не заметит.

IMG_3091

Если кто-то считает ту же Прагу или в целом Чехию местом, где мало автомобилей — он сильно ошибается. В Праге приходится почти по 1 авто на каждого жителя. В то же самое время в Москве этот показатель втрое ниже, т.е. 1 авто на 3 москвичей. Объясняется это довольно просто. Чехи не ездят на автомобилях ежедневно из дома на работу внутри города, автомобили используются эпизодически для решения подходящих задач: групповые поездки в горы или иные труднодоступные для общественного транспорта места, крупные покупки, переезды и пр. Никто не гнушается проехать по делам в центр на метро или же поехать поездом туда, куда он удобно и быстро едет.

Лучшее решение — умная комбинация автомобильного и общественного транспорта.