В прошедшее воскресенье удалось совершить давнюю мечту — проехать от Праги до Подебрад на велосипеде! Теперь смело могу говорить, что Подебрады так близко от Праги, что можно доехать на велосипеде. Общая протяженность маршрута составила 57 км, основная часть пути пролегала вдоль Эльбы. С учетом всех остановок и обеда неспешная поездка заняла 6 часов и 35 минут. Несмотря на затраченное время простой дорогу не назвать, т.к. около 30 км между Челаковицами и Нимбурком отсутствуют цивилизованные велодорожки, нередко нужно ехать по камням и корням на наклонной поверхности.

IMG_1937

Впервые данный маршрут мы опробовали 3 года назад, сразу после покупки велосипедов. Планирование было нулевое, физической подготовки не было, выехали из дома после обеда, доехали на метро до станции Černý most, ведь по Праге на велосипеде ехать откровенно неудобно. Станция находится на восточной окраине Праги, поэтому с нее ездят за 30 минут автобусы в Подебрады как альтернатива поездам и расположена доступная для студентов из Подебрад ИКЕА.

Доехать в прошлый раз не удалось, т.к. в расположенный в 8 км от Подебрад Нимбурк мы въехали затемно, на последний поезд из Подебрад точно бы не успели.

В этом году поездку запланировали заранее, поэтому все закончилось успешно, полный маршрут привожу на карте, Челаковицы отмечены как место обеда:

С Google Maps на сайте в последнее время творится неладное и потому прошу вас в комментариях отписаться, если у вас не отображается данная карта. Также можно подробные данные о поездке посмотреть на Endomondo. Очень рекомендую данный полезный для любителей прогулок и поездок сервис, я в него закидываю файлы отдельных поездок с GPS-трекера Holux M-241. Очень удивило, например, что за поездку было израсходовано 2 588 килокалорий, что больше дневной нормы потребления у взрослого человека.

Около 13 часов выдвинулись на метро в сторону все той же станции Černý most. Передвигаться с велосипедом на метро по Праге вполне несложно, просто не забывайте о том, что для велосипедов предназначена площадка в задней части последнего вагона. Объезжаем торговый центр, делаем несколько подъемов и выдвигаемся на север через улочку между домиками в Праге 20. Вскоре мы на границе Праги со Среднечешским краем:

IMG_1937

Подробно описывать маршрут я не буду, тогда было бы слишком много фотографий и текста. Буду отмечать лишь интересные с точки зрения проезда (не культуры, архитектуры) места. Так от границы с Прагой до Зеленча идет очень удобная, современная велодорожка примерно следующего вида:

IMG_1940

За городом упираемся в поля зерновых:

IMG_1944

Это было первое небольшое разочарование, трасса пролегает по сути по полю, велосипедисты накатали колею. Катимся с горки, задеваем педалями пшеницу, в итоге дорожка переходит в грунтовую автомобильную дорогу:

IMG_1946

Щит на перекрестке вещает нам о том, что с ноября 2014 до мая 2015 здесь идет строительство велодорожки за 7 млн:

IMG_1948

Июль, щит стоит, а никаких намеков на новую велодорожку нет:

IMG_1949

Интересно, где эта велодорожка от Зеленча до Лазней Тоушень:

IMG_1952

Далее между полями можно видеть будки на возвышении:

IMG_1954

Не имею никакого понятия об их назначении, попробовал забраться — внутри пусто, особо красивого вида нет:

IMG_1956

Упираемся в Эльбу в Лазнях Тоушень, и по сути весь маршрут далее пролегает по ее берегу:

IMG_1957

Вскоре оказываемся в Челаковицах, где, судя по всему, за прошедшие 3 года построили и отремонтировали пешеходные мосты. В прошлый раз мы переходили в Челаковицах на другой берег Эльбы по ГЭС, а теперь обнаружили мосты:

IMG_1959

В Челаковицах мы решили пообедать, ведь выехали, даже не позавтракав. Дорога становилась все хуже, такой дырявый асфальт хуже простой грунтовки:

IMG_1961

Въехали в центр Челаковиц в ресторан, U Bohuslavů:

IMG_1969

Чисто, вкусно, недорого, отличный персонал и много посетителей — очень рекомендую. Порции по-настоящему чешские, говядина с рисом и малиновка помогли восстановить силы:

IMG_1964

Кстати, меня очень радует возрождение чехами многих старых брендов, вытеснение ими зарубежных. Так в свое время была возрождена успешно вытесняющая Колу и Пепси кофола, а в последние годы ряд заводов начал выпуск малиновки. Подчеркиваю, это натуральные лимонады, а не химия.

IMG_1965

В сумме плотный обед на двоих обошелся во всего лишь 208 крон! Эх, стоит только пересечь черту крупного города, как начинается совсем другой сервис, цены и качество еды.

В ресторане живет старый и очень брутальный кот. Он настолько брутален, что даже ничего не клянчит, а просто иногда бросает взгляд на посетителей:

IMG_1968

Мы решили не переправляться в этом году на другой берег и поехать с этой стороны Эльбы. Второй пешеходный мост в Челаковицах, он даже выглядит как абсолютно новый:

IMG_1972

Предполагали, что с этого берега дорожка будет лучше, т.к. в прошлый раз львиную долю ехали по камням, корням и лужам. Как я уже отметил выше, наши надежды не оправдались. В следующий раз однозначно будем переправляться и делать перетест дорожки рядом с Лисой-над-Лабем.

IMG_1974

Полабье является довольно развитым сельскохозяйственным регионом, здесь множество полей. Причем по меньшей мере вдоль реки можно видеть множество поливальных установок:

IMG_1976

Кого мы только во время поездки вдоль побережья не видели. Кроме очевидных велосипедистов, роллеров и пешеходов здесь множество рыбаков, кемперов и пр. Очень удивило, что нередко рыбачат молодые пары: парень ловит, а девушка загорает или просто болтает с ним.

IMG_1977

Как и везде по стране, на велодорожках устанавливают информационные щиты. Можно остановиться, подтянуть теоретическую часть и проникнуться значением данной местности:

IMG_1978

Можно сказать, что почти весь маршрут пролегает вне населенных пунктов. Лишь в ряде случаев надо проехать через маленькие городки и в эти минуты порадоваться наличию хотя бы какого-то асфальта под колесами:

IMG_1984

Проезжали мимо аллей из плодовых деревьев, встретилась однажды небольшая плантация хвойных. Напоминаю, что в Чехии рождественские елки не из леса носят, а выращивают на плантациях и продают централизованно. Очень гуманно и удобно. Живую елку не заменит ничто, а переживать за ее судьбу не нужно, т.к. она выращивается человеком как культурное растение, лесу никакой ущерб не наносится.

IMG_1985

Все эти интересные штуки перемежаются с суровой реальностью проезда по дорожке, которая иногда может нырять в кусты:

IMG_1986

Горизонт не завален, поверхность действительно так наклонена. В ряде мест вообще невозможно проехать и нужно переносить велосипед.

IMG_1987

Вдоль берега выстроено довольно много чешских дач (чеш. Chata). Как правило, на них никто не выращивает картошку или лук, чехи на свои дачи ездят отдыхать. Аккуратно постриженный газон, плодовые деревья, столик, стульчики, гриль.

IMG_1988

Внизу может стоять лодочка, ее цепляют цепью на замок:

IMG_1991

Эльба:

IMG_1992

Продолжаем ехать вдоль реки. Везет, если дорога засыпана щебнем. Как я помню, на противоположном берегу есть длинный засыпанный мелким щебнем участок.

IMG_1993

Проезжали мимо стада овечек за забором:

IMG_1999

На Эльбе построено огромное количество ГЭС и плотин, подебрадская ГЭС является лишь одной из многих. За время поездки мы проехали мимо по меньшей мере 5-7. Такое количество гидротехнических сооружений позволяет регулировать уровень воды в реке и избегать серьезных наводнений, последнее серьезное из которых было в Подебрадах в 2006 году. В 2013 году в Праге были определенные проблемы, все обошлось благодаря установки противопаводковых стен, а в Подебрадах вода и вовсе не вышла из берегов. Наводнения — это не катастрофа, не ужас, это норма для Чехии и потому все к наводнениям готовы. В последние 15 лет и вовсе идет активная работа в направлении предупреждения паводков.

IMG_2000

Ура, вот мы и в Нимбурке! Это всего 8 км от Подебрад по отличной велодорожке. Хорошая дорога начинается в Пистах, что перед Нимбурком. Собственно, на въезде в Нимбурк впервые за всю дорогу начинается чувствоваться атмосфера крупного, комфортного города. О впечатлениях после въезда в Подебрады и не говорю. Рекомендую проехать по велодорожке с заездом в разные города, дабы оценить, насколько выделяются курортные Подебрады и их быт из общей массы чешских городов.

IMG_2002

В центре Нимбурка рядом с озером встретили нутрий. Настолько наглые, что сами лезли смотреть, есть ли что-то в руках:

IMG_2009

Лебеди в одном из каналов в Нимбурке:

IMG_2019

Я еще никогда не ехал от Нимбурка до Подебрад с таким удовольствием.

IMG_2022

После грунтовок, камней и корней это было просто наслаждение.

IMG_2023

За состоянием дорожки каждый год следят и даже чистят пылесом!

IMG_2024

От Нимбурка до Подебрад по такой красоте мы домчались очень быстро, в паре километров до цели сделали техническую остановку. А кто-то уже из последних сил крутил педали:

IMG_2025

Эх, ну а после въезда в Подебрады можно взять по праву заслуженный стаканчик подебрадского пива.

Пиво Подебрадский источник / Pivo Poděbradský zdroj

Нагулялись, поели, попили, на горячий шоколад сходили и поехали обратно в Прагу последним поездом, ночевку заранее не организовали. В 2-этажных поездах Os есть удобные крепления, стоимость провоза велосипеда Подебрады-Прага составляет всего 35 крон. Os едет на 15 минут дольше быстрых поездов R, но все равно это лишь 65 минут до центра Праги.

IMG_2031

Заодно хочу поблагодарить ребят в Подебрадах за очень теплый прием, приятную компанию и черешню с подебрадских аллей. Надеюсь, что подобные велопробеги Прага-Подебрады станут по меньшей мере у меня традиционными. Безусловно, фотографии не передают ужасы состояния основной части велотрассы, а расход в 2 588 килокалорий подчеркивает высокую нагрузку, но это во всех отношениях неплохое использование выходного дня.

Я хорошо знаю, что среди постоянных читателей блога есть несколько велосипедистов, которые ездили из Праги в Подебрады и буду очень признателен за их комментарии, советы по маршруту. Как и буду рад ответить на возникшие у читателей вопросы, прочитать мнения.