В продолжение рассказа о башне XIII века хочу отметить, что в здании администрации UJOP в подебрадском замке в 1980-х строители случайно нашли древнее «пасхальное яйцо» — кошку, замурованную в кладку XVI! Ее не стали доставать, просто накрыли стеклом во избежание попадения свежего воздуха и дальнейшего разложения:

Замурованная кошка

Увидеть «экспонат» может каждый желающий в углу зале напротив кабинета пани Томашевой. Особенно просто это сделать в сентябре, т.к. в этом зале обычно идет регистрация новоприбывших студентов. Лично я много лет не знал о кошке, хотя в зале много раз бывал.

Со слов пани Влковой, кошку замуровали (надеюсь, погибшую естестенным образом) для защиты замка от злых духов, также замурованным кошкам приписывается охрана продовольствия от грызунов. Здание находится на 1-м дворе замка, на смену деревянным постройкам кирпичные здания были выстоены уже в XVI веке, но даже в то время, как видим, были сильны языческие традиции. Сейчас атеистическая Чехия и вовсе спокойно относится к языческому прошлому, в городах и деревнях можно видеть языческие знаки, фигуры богов, а вдоль рек очень сложно не заметить фигуры водяных. Собственно, даже пражском зоопарке с 1930 года есть огромная фигура Радегаста, западнославянского бога солнца, войны и победы:

Radegast_01_foto_Petr_Hamernik
Фото: Пражский зоопарк

По всей Чехии находится множество зданий и в первую очередь замков, в фундаменте или внешних стенах которых замурована кошка или даже несколько кошек для защиты жилища от злых духов. В качестве альтернативы встречается кошка, погребенная под порогом. Для защиты урожая кошка могла быть убита и закопана в поле. Для магической охраны здания при строительстве славяне также замуровывали голову быка, коня или собаку. Собственно, наиболее частой находкой в зданиях является собака, а не кошка, кошке все же приписывается связь с темными силами.

В целом у славян имели место жертвоприношения следующих животных:

  • Бык — связан с Перуном и приносился ему в жертву. Голова была широко распространена в жертвоприношениях при строительстве, например, в польском городе Накло.
  • Овца — частый объект жертвоприношений у полабских славян. Предполагается связь с Радегастом, кровь овцы выпивал жрец или князь и считалось, что так можно получить расположение богов.
  • Олень — на севере России приносился в жертву на день Св. Илии как замена языческому жертвоприношению Перуну. В Болгарии охранял от злых русалок и его нельзя было убивать.
  • Пес — часто обнаружен как жертвоприошение при строительстве городских укреплений или жилых зданий, мог быть закопан под пол.
  • Петух — у восточных славян связан со Сварогом и Хорсом. В ряде случаев жертвоприношение могло совершаться рожаницам, в первую очередь по случаю родов, приоритет отдавался птице с черным оперением. Особенно часто петухи приносились в жертву на Дунае: могли бросать в Дунай, использовать при погребении усопших или отмечать свадьбу таким жертвоприношением.
  • Свинья — использовалась в Гюцкове для жертвоприношений Сварожичу и другому богу, имя которого в письменных источниках отсутствует. Как правило, использовались молодые поросята.

Такие времена, такие нравы.