Популярная газета Hospodářské noviny (рус. Новости экономики) в начале 2016 года опубликовала свой очередной ежегодный рейтинг факультетов чешских вузов по наиболее популярным у абитуриентов направлениям: архитектура, ИТ, машиностроение, психология, социология и юриспруденция. Год назад я выкладывал прошлогодний рейтинг, а в новом авторы отказались от сбора отзывов выпускников факультетов и это очень хорошо, ведь каждый кулик свое болото хвалит. Собственно, по моим данным это единственная в своем роде комплексная оценка учебных заведений по всей стране, и если ранее на редакцию неоднократно сыпалась критика ведущих факультетов, то уже второй год подряд рейтинг с минимальным отклонением совпадает с моей личной точкой зрения об уровне подготовки в них.

IMG_2859

Вновь на первом месте по ИТ электротехнический факультет (ФЕЛ) ЧВУТ, по экономике — факультет социальных наук Карлова, а лучшая социология — на факультете социальных наук Масарикова университета. В свою очередь, по архитектуре, машиностроению и праву первые строчки заняли ВШУП, машиностроительный факультет ЧВУТ и юридический факультет Масарикова, абсолютно согласен с большинством позиций. В шоке от резкого падения позиции математико-физического факультета Карлова университета, совершенно несправедливо со второго места он упал до 6 и пропустил вперед ряд региональных заведений.

Disclaimer

Предупреждаю, что моей целью не является оскорбить чьи-то чувства или унизить какой-либо факультет. К сожалению, за последние несколько недель меня неоднократно обливали грязью за упоминание данного прошлогоднего рейтинга HN с ФЕЛ на первом месте — в отсутствие каких-либо аргументов люди пытаются грызть глотку, доказывая, что их факультет является самым-самым. Друзья, моя задачей является дать наиболее объективную оценку разным факультетам для того, чтобы при выборе факультета и подаче приглашек студенты ориентировались на наиболее качественные места и не занимались выбором места обучения на ближайшие 5 лет по одному названию факультета. Так, например, самым эпичным является подробно описанный мной случай ФИТ и ФЕЛ ЧВУТ, когда многие просто открывают список факультетов ЧВУТ и для ИТ жмут в ФИТ, ведь там в названии есть «информационные технологии». Не менее плохо то, что почему-то некоторые думают, что на ФЕЛ везде физика (ведь «электротехнический факультет») и не смотрят учебный план.

Главное, не следует забывать, что приведенные рейтинги и мои комментарии не являются истиной в последней инстанции, при оценках могли допускаться ошибки и существовать погрешности. Все мы люди и все мы можем ошибаться.

Информационные технологии

IMG_2835

Традиционными лидерами высшего образования в области ИТ являются ФЕЛ ЧВУТ и МФФ Карлова. Это столпы ИТ-образования — первый в инженерной плоскости, а второй — в теоретической информатике, а потому сравнивать их по единой шкале невозможно. Оба заведения уместно называть скорее институтами Академии наук, нежели факультетами вузов в привычном для СНГ смысле. Например, на ФЕЛ ЧВУТ на преподавание приходится лишь 25% годового бюджета, остальные 75% составляют различные исследовательские проекты и заказы фирм. Например, на ФЕЛ ЧВУТ работает команда в т.ч. по заказу DARPA, американского военного ведомства перспективных разработок.

В рейтинге ниже можно видеть текущую позицию каждого факультета в этом году по данным HN и ее изменение в сравнении с прошлогодним рейтингом. Принципиально в нем ничего не изменилось за исключением разве что резкого и однозначно несправедливого падения МФФ Карлова со второго на шестое место. Вероятно, причиной стало изменение расчета колонки «Наука» — теперь в нее входят не только академические результаты, но и сотрудничество заведения с бизнесом для внедрения новых решений. На МФФ работают очень сильные профессора, имя факультета известно далеко за пределами Европы и его выпускником является, например, знакомая сотрудница Гугла.

ФИС ВШЭ находится традиционно в аутсайдерах — это не в полной мере ИТ-факультет, это смесь экономики и ИТ. Собственно, во время моего посещения дня открытых дверей у меня как инженера осталось скептическое отношение к факультету, а далее я неоднократно был там как докторант на семинарах исследовательских групп и вновь меня факультет не впечатлил. На дне открытых дверей не было никаких проектов, презентации лабораторий — все уперлось в классическое для ВШЭ «А у нас учился президент». Думаю, что ФИС хорош для тех, кто хочет изучать в первую очередь экономику, эконометрию, а не ИТ.

Что же о избившем оскомину вопросу ФИТ и ФЕЛ ЧВУТ, то в первую очередь стоит прочитать мою подробную статью на сей счет. В 2009 году ряд преподавателей с нашей кафедры выч. техники ФЕЛ ЧВУТ во главе с зав. кафедрой решила создать новый факультет. В 2010-2011 годах факультет только вставал на ноги и звучало много обещаний, планов, а руководство ФИТ было твердо уверено в том, что следом за ними на ФИТ уйдут ИТ-кафедры ФЕЛ. Не ушли, а потому многое так и осталось на бумаге, а по состоянию на 2016 год ФИТ можно назвать дублером части ФЕЛ. Подчеркиваю, повторением части программ ФЕЛ — и ничего нового. Когда я в 2010 году только поступал в докторантуру, то выбирал между ФЕЛ и ФИТ, был на дне открытых дверей и там, и там, в оба места подал документы в магистратуру в качестве запасного варианта. Далее я все же прошел на ФЕЛ в докторантуру и поныне ни разу не пожалел об этом — за годы работы на ФЕЛ я много раз сталкивался с ФИТ, его людьми, туда по сугубо финансовым соображениям ушли несколько коллег. Преподавание в бакалавриате на ФИТ поставлено неплохо, ведь костяк команды составили именно преподаватели предметов первых курсов, а вот выше бакалавриата откровенно слабо, я сам ходил туда на один из магистерских предметов, позднее неоднократно слышал жалобы на знакомых на другие предметы. На ФИТ не ведется как таковая научная деятельность, нет проектов и потому в последние пару лет набирает обороты миграция студентов с ФИТ на ФЕЛ во время написания бакалаврских и дипломных работ. Миграция принимает такие масштабы, что ФЕЛ начинает ставить вопрос о возмещении ФИТом расходов ФЕЛ на сопровождение бакалаврских и дипломных работ его студентов.

Я рекомендую подавать приглашку на ФИТ как запасной вариант в случае непрохождения на ФЕЛ. К сожалению, у ведущих чешских инженерных факультетов имеет место тенденция к повышению требований и потому на ФЕЛ сначала ввели вступительный экзамен по математике, а несколько лет назад и довольно сложную обязательную для всех устную часть по профильному чешскому. Если на ФИТ одна-единственная специальность, то на ФЕЛ широкий спектр вариантов для ИТ-разработчика: в первую очередь это топовая в стране специальность OI и ориентированная на максимум практики SIT, но также с упором в кибернетику и робототехнику можно учиться на KyR, по связи или электронике на KME. ФИТ — неплохой факультет в случае бакалавриата, но однозначно стоит рассматривать его как запасной вариант.

Вне Карлова, ЧВУТ и ВШЭ я не вижу смысла обсуждать ИТ-факультеты, т.к. эти 3 вуза с головой покрывают спрос, а по факту даже в рамках ФЕЛ широкая градация — от самой простой SIT до топовой OI.

Факультет Межд. Конкурс Пед. Наука Итого
1 Электротехнический факультет ЧВУТ 6,3 4,8 7,5 16,0 34,6
2 7 Факультет прикладной информатики Университета им. Томаша Бати в Злине 3,5 6,7 7,5 11,5 29,2
3 2 Факультет информационных технологий ВУТ 3,8 5,5 6,5 10,8 26,6
4новый Факультет электротехники и информатики Остравского технического университета 5,2 5,8 4,9 10,2 26,1
5 1 Электротехнический факультет Западночешского университета 1,8 7,7 4,4 11,7 25,6
6 4 Математико-физический факультет Карлова университета 4,0 3,3 8,9 9,1 25,3
7 4 Факультет мехатроники, информатики и междисциплинарных исследований ТУЛ 2,6 6,6 4,5 10,8 24,5
8 2 Факультет прикладных наук Западночешского университета 1,8 4,7 5,5 11,4 23,4
9 2 Производственно-экономический факультет ЧЗУ 4,5 6,1 6,2 4,3 21,1
10 1 Факультет информационных технологий ЧВУТ 5,6 6,2 3,8 4,9 20,5
11 1 Факультет информатики и статистики ВШЭ 2,5 6,3 3,1 6,0 17,9
12 4 Факультет информатики и менеджмента Университета Градец-Кралове 4,5 1,8 3,9 2,6 12,8
13 3 Факультет электротехники и информатики Университета Пардубице 2,6 4,6 3,0 2,3 12,5

Экономика

IMG_2607

Первое место за собой сохранил факультет социальных наук Карлова университета. В русскоязычной среде циркулирует много мифов об экономическом образовании («Каждый кулик свое болото хвалит») и потому можно ошибочно предполагать, что топовая экономика в ВШЭ. На самом же деле самая плотная математическая (ведь математика — основа экономики) и языковая подготовка студентов-экономистов идет в Карловом, подтверждает это и интервью с Даниелой Чапкой из HR-отделения международной консалтинговой фирмы PwC: «Можно сказать, что выпускники Карлова в математических и аналитических способностях действительно на более высоком уровне, чем выпускники иных вузов, а потому первое место является заслуженным». Отдельно взятое мнение, но оно четко коррелирует с тем, что я из года в год слышу от чехов. В Карловом на экономике в среднем 70% предметов бакалавриата идет на английском, а в магистратуре — и вовсе 88%. Главная и фактически единственная проблема экономики в Карловом — высокая сложность поступления, даже после Подебрад туда пройдут только лучшие из лучших.

В свою очередь, в ВШЭ поступить на многие факультеты под силу среднему студенту из Подебрад, нет ничего фантастического в поступлении в ВШЭ, из года в год все люди из круга моего общения проходят в ВШЭ даже как запасной вариант. Ведущим факультетом ВШЭ принято считать факультет народного хозяйства, он готовит специалистов в первую очередь для многих гос. структур и правительства. Самым же популярным у абитуриентов из СНГ можно назвать факультет экономики предприятия, он дает общее экономическое образование.

Кто во что бы то ни стало хочет учиться в Праге, но не прошел ни в Карлов, ни в ВШЭ — как правило, идут на производственно-экономический факультет ЧЗУ, главного сельскохозяйственного вуза страны. Вы будете смеяться, но на этом факультете учится ровно половина от общего количества студентов вуза — около 10 000 человек из примерно 20 000. Идти в ЧЗУ рекомендую в самом крайнем случае, т.к. обучение будет иметь налет сельского хозяйства, а найти работу с таким образованием мне видится крайне проблематичным. Собственно, я в целом рекомендую идти на экономику только в тех случаях, когда вы совсем далеки от приоритетных направлений чешской экономики: ИТ, машиностроения, химии и медицины.

Факультет Межд. Конкурс Пед. Наука Итого
1 Факультет социальных наук Карлова университета 6,8 7,2 7,5 9,5 31,0
2 Факультет народного хозяйства ВШЭ 4,1 9,6 5,6 8,5 27,8
3 3 Факультет информатики и менеджмента Университета Градец-Кралове 3,5 4,8 9,0 9,0 26,3
4 1 Факультет информатики и статистики ВШЭ 3,6 5,4 6,8 10,0 25,8
5 2 Производственно-экономический факультет Менделова университета 5,5 4,7 6,1 8,0 24,3
6 2 Факультет менеджмента и экономики Университета им. Томаша Бати в Злине 4,7 4,9 6,3 7,5 23,4
7 2 Производственно-экономический факультет ЧЗУ 6,2 6,5 6,4 4,0 23,1
8 1 Экономико-управленческий факультет Масарикова университета 4,4 5,7 5,9 5,5 21,5
9 3 Факультет международных отношений ВШЭ 5,8 7,4 4,6 1,5 19,3
10 Факультет финансов и бухгалтерского учёта ВШЭ 2,8 7,6 2,6 6,0 19,0
11 6 Экономический факультет Южночешского университета 2,4 4,2 5,7 6,5 18,8
12 1 Факультет предпринимательства ВУТ 2,8 5,6 5,4 5,0 18,8
13 5 Факультет экономики и управления Университета Пардубице 3,6 1,8 5,7 7,0 18,1
14 2 Экономический факультет Остравского технического университета 3,0 3,4 7,5 3,5 17,4
15 2 Экономический факультет ТУЛ 1,1 6,4 4,6 4,5 16,6
16 2 Экономический факультет Западночешского университета 1,7 5,2 3,8 3,0 13,7
17 2 Факультет экономики предприятия ВШЭ 4,2 3,1 3,6 2,5 13,4
18 1 Высшая школа финансов и управления (частный вуз) 5,0 4,7 2,1 0,5 12,3
19 2 Социально-экономический факультет УЙЕП 0,8 3,6 4,1 1,0 9,5
20 Факультет менеджмента ВШЭ 1,1 3,7 1,4 2,0 8,2

Машиностроение

IMG_5941

В этом году все встало на свои места, машиностроительный факультет ЧВУТ вернулся на первое место. Впрочем, явно выпускник любого из указанных факультетов не останется без работы — основой чешской экономики является машиностроение, в прошедшем в 2014 году опросе «Рекомендованная работодателями школа» (чеш. Škola doporučená zaměstnavateli) первые 3 места заняли машиностроительные факультеты. Чешская экономика стремительно растет и нужно все больше специалистов в машиностроении и смежных отраслях, первая зарплата выпускников машиностроения ЧВУТ составляет от 30 до 40 тыс крон.

Фактически любой абитуриент может поступить на любой машиностроительный факультет того или иного вуза, но вот учеба очень сложна и потому в ВУТ не доходит до финиша треть студентов, а в ЧВУТ — аж две трети.

Факультет Межд. Конкурс Пед. Наука Итого
1 2 Машиностроительный факультет ЧВУТ 5,8 5 10 11 31,8
2 Машиностроительный факультет ВУТ 4 6 5 16 31
3 2 Машиностроительный факультет ТУЛ 6 4 7,5 7,5 25
4 Машиностроительный факультет Западночешского университета 1,8 10 2,5 5,5 19,8

Архитектура

IMG_0086

С архитектурой все непросто и в этом году вновь получилась откровенная каша: и строительные, и архитектурые факультеты HN свалила в одну кучу. Архитектурное образование в Чехии принято делить на две ветви — «строительную» архитектуру и «творческую» архитектуру. Первое является именно тем, что в России принято называть архитектурой, это фактически подготовка прагматичных инженеров-конструкторов с большим багажом математики и физики. «Творческая» же архитектура фактически в России не существует, а потому мы имеем в России ту архитектуру, какую имеем — ведь настоящие архитекторы занимаются искусством, дизайном, создают форму, а в нее уже конструкторы вписывают инженерное содержание. В Чехии вообще принято ставить знак равенства между «творческой» архитектурой и дизайном — люди с таким образованием занимаются не только зданиями, но и окружающей средой, промышленным дизайном, дизайном мебели и т.д. Традиционно в Чехии наряду с разработкой концепции здания архитектор занимается также проработкой интерьеров, разработкой оригинальных моделей мебели для данного проекта.

«Строительной» архитектуре учат на строительных факультетах и экзамены туда проходят летом, а «творческой» — в школах дизайна (как то занявший первое место ВШУП) и на факультетах архитектуры, туда экзамены (как и на другие творческие специальности) идут летом. Сравнивать строительные и архитектурные факультеты в единой плоскости является полным бредом и потому спокойно выделяйте оба типа факультетов из данного рейтинга отдельно друг от друга. ВШУП является школой международного значения, но поступить туда под силу только большому таланту. Куда более реальной и при этом весьма достойной целью является факультет архитектуры ЧВУТ, куда вероятность поступления после спецкурса в UJOP Кристалл составляет порядка 80%.

Целесообразно подавать осенью документы на архитектурные факультеты и в т.ч. ВШУП, пытаться пройти туда, а в случае фиаско весной подавать приглашки на архитектуру на строительные факультеты, экзамены сдавать летом. На строительные факультеты пройти ощутимо проще, чем на архитектурные, ведь спрос идет с упором на математику, а не искусства.

Факультет Межд. Конкурс Пед. Наука Итого
1 2 Высшая школа прикладного искусства 5,2 9 7,2 6,3 27,7
2 2 Факультет архитектуры ЧВУТ 4,3 6,2 6,8 8 25,3
3 2 Строительный факультет ЧВУТ 2,8 4,3 3 6 19,9
4новый Факультет архитектуры ВУТ 2 8,3 6,5 4,7 18
5 3 Строительный факультет ВУТ 4 3,7 3,7 3,7 17,9
6 1 Строительный факультет Остравского технического университета 4,2 3,5 3,7 6,3 17,7

Юриспруденция

Городской суд в Праге / Městský soud v Praze

Рокировками в рейтинге юридических факультетов я доволен, ведь в прошлом году юридический факультет Масарикова университета незаслуженно оказался позади даже Палацкого. Фактически в Чехии 2 полноценных юридических факультета: в Карловом и Масариковом университетах. Факультеты Палацкого и Западночешского университетов ведут лишь подготовку специалистов и не занимаются внятной исследовательской работой, на них докторантура отсутствует как таковая.

Я скептически отношусь к Масарикову университету, но стоит отдать должное, юридический факультет в Брно очень сильный, ведь история его основания восходит к созданию Масарикова университета в начале XX века. Тогда группа ведущих юристов создала в Брно факультет, а затем сместила фокус юридической жизни молодой Чехословакии в Брно. Так вскоре после обретения страной независимости в Брно был перемещен Верховный Суд, находится там поныне, а спустя некоторое время в Брно переместился и Конституционный Суд. Право в Брно составляет серьезную конкуренцию Праге, но все же я лично склоняюсь к Карловому, т.к. даже по списку специальностей видно, что в Праге концентрируются на подготовке юристов на 5-летней программе и далее в докторантуре, а вот в Брно есть также смежные и лишь косвенно касающиеся права программы для юрисконсультов, программы по государственному управлению.

Поступление на юрфак Карлова крайне сложное, проходит лишь 24% абитуриентов. Для сравнения, в Оломоуце это 25%, в Брно — 26%, а в Пльзни — и вовсе 36%. Поэтому если вы планируете поступать на право в Карлов, то стоит знать о годовой платной программе для не прошедших конкурс, в конце года программы при условии успешно сданной сессии можно перейти на второй курс бюджетного отделения. Положительно же выделяется пражский факультет в вопросе трудоустройства, лишь 0,7% его выпускников не находят работу в течение первых двух лет после окончания. В Пльзни это уже 1,0%, в Брно — 1,7%, а в Оломоуце и вовсе 3,1%.

Факультет Межд. Конкурс Пед. Наука Итого
1 2 Юридический факультет Масарикова университета 4,3 7,5 6,1 10 27,9
2 1 Юридический факультет Карлова университета 5,5 8,5 4,6 5 23,6
3 1 Юридический факультет Палацкого университета 3,5 6,5 7,7 2,5 20,2
4 Юридический факультет Западночешского университета 1,5 2,5 4,7 7,5 16,2

Психология

IMG_2869

Рейтинг истинно гуманитарных специальностей я переместил в конец статьи, т.к. рассматривать их фактически бессмысленно — надо подавать приглашки во все доступные места и далее на основе результатов вступительных экзаменов принимать окончательное решение о выборе вуза. Хуже всего с поступлением на психологию, для иностранцев она практически недоступна для поступления в ведущих вузах, т.е. представленных в рейтинге. Причем обратите внимание на то, что в психологии имеет место на две ветви: обычную психологию на философских факультетах и психологию для педагогики на педагогических факультетов.

Факультет Межд. Конкурс Пед. Наука Итого
1 3 Философский факультет Масарикова университета 3,8 5,8 6 10 25,6
2 1 Факультет социальных наук Масарикова университета 5,3 4,8 3,8 7,5 21,4
3 1 Педагогический факультет Карлова университета 4,3 9,3 2,3 5 20,9
4 1 Философский факультет Палацкого университета 2 5,3 3 2,5 12,8

Социология

IMG_2847

С социологией ситуация примерно та же, что с психологией — много выбирать не удастся, пускай и является поступление на социологию ощутимо более простым, чем на психологию. Необходимо подавать документы в Карлов-Масариков-Палацкого на все факультеты с социологией, а в большинстве случаев в вузах социология есть как на факультете социальных наук, так и на философском факультете. Довольно неплохо выглядит социология в Пльзни и Градце-Кралове. Приятной вишенкой на торте студентов UJOP является упрощенная форма вступительных экзаменов для них на факультете социальных наук Масарикова университета.

Факультет Межд. Конкурс Пед. Наука Итого
1 Факультет социальных наук Масарикова университета 5,8 6,8 8,8 6 27,4
2 3 Философский факультет Западночешского университета 2 5,2 6,8 10 24
3 1 Факультет социальных наук Карлова университета 6,2 7,4 3,2 4 20,8
4 2 Философский факультет Университета Градец-Кралове 3,4 4,2 5,2 8 20,8
5 1 Философский факультет Палацкого университета 2,2 5,8 6 2 17

Заключение

Надеюсь, что не утомил вас большим текстом и вы дочитали до конца. Искренне верю, что ежегодная публикация рейтинга станет традицией и поможет абитуриентам выбирать наиболее эффективные пути достижения своих целей. По медицине, к сожалению, рейтинг в этом году не подсчитывался, а в последний раз редакция HN опрашивала медицинские факультеты в 2014 году и лидером тогда был 3-й медицинский факультет Карлова университета.

На всякий случай повторюсь, что не следует воспринимать оценки близко к сердцу — я не имею своей целью кого-то унижать, оскорблять. К сожалению, не все факультеты одинаково хороши и не могут студенты учиться параллельно во всех местах — нужно делать выбор и отделять зерна от плевел.