К своему удивлению всего несколько недель назад я обнаружил прекрасную вещь — проездной PID на 24 часа, продается на вокзале. Стоит всего 160 крон, не требует ни In-Karta, ни ISIC — и позволяет целые сутки ездить на пригородных автобусах и любых поездах между Подебрадами и Прагой, а также на всех видах транспорта в Праге!

Внимательный читатель в официальных тарифах найдет аналогичный билет и на 5 часов, но уже за вовсе 84 кроны! В случае конкретно Подебрад можно использовать даже 4,5-часовой вариант за 76 крон, ведь достаточно 10 зон. Согласитесь, это очень-очень выгодно, если вам нужно быстро съездить в Прагу на час-два — даже при наличии In-Karta билет на ЖД туда-обратно стоит до 125 крон.

Матчасть

Далее следует текст для дотошных и потому моих самых любимых читателей. Напоминаю, что основным видом транспортного сообщения между Прагой и Подебрадами являются поезда. С большим количеством остановок до центра Праги (главный вокзал или Масариков вокзал) едет 68 минут 2-этажный поезд типа Os, курсирует раз в час почти 24 часа в сутки. С утра и до позднего вечера опять же раз в час ездит скорый поезд R, который благодаря всего 3 промежуточным остановкам добирается до главного вокзала Праги за 53 минуты.

В дополнение к ним издавна через Подебрады в Прагу ездят междугородние автобусы. Ездят они не очень регулярно, причем лишь на крайнюю восточную станцию метро «Черны мост» (чеш. Černý most), что удобно разве что для посещения одноименной Икеи. 35 минут в пути, без остановок.

PID

Перелом наступил в 2012 году, когда Подебрады включили в транспортную сеть под названием PID (от чеш. Pražská integrovaná doprava, рус. Пражский интегрированный транспорт). Первым шагом стало продление до Подебрад автобусного маршрута №398.

Едет он из Подебрад до все той же конечной станции метро «Черны мост», но уже с 21 промежуточной остановкой и потому невероятные 60 минут. Смак в другом: можно купить билет в любой пункт в рамках PID, ехать даже с пересадками, платить за только необходимое вам расстояние. Подебрады находятся на востоке 6-й зоны, в целом зоны PID по состоянию на конец 2018 года выглядят так:

Например, за всего 12 крон (т.е. в рамках 1 зоны) можно довезти на 398 автобусе тяжелые покупки от остановки Хржбитов (чеш. Poděbrady, hřbitov) возле ТЦ «Теско» аж на Риегрово намнести (чеш. Poděbrady, Riegrovo naměstí), что в паре минут пешком от общежития. В Подебрадах шаговая доступность, нет внутригородского транспорта, но вот такой припражский автобус с большим количеством остановок даже внутри Подебрад может в отдельных случаях помочь.

Впоследствии к PID подключили и ЖД-маршруты до Подебрад. Поэтому на данный момент по билету PID можно ездить хоть на 398 автобусе, хоть на поездах R, хоть на поездах Os. Внимание, в PID не включены:

  • поездки с пересадками в Колине и вообще поезда, отличные от типов Os, R, Sp;
  • междугородние автобусы, которые без остановок едут на «Черны мост» за 30 минут;
  • специальные автобусы AeroExpress в Праге, курсирующие между ЖД-вокзалом и аэропортом — при использовании билета PID лучше ехать на автобусе №119 и метро.

Проездной PID против обычного билета на ЖД

Соответственно, на данный момент, купив на вокзале за 160 крон суточный билет PID на 24 часа, вы можете поехать в Прагу на поезде или 398 автобусе, кататься там без ограничений на метро, трамваях, автобусах, в итоге вернуться в Подебрады опять же хоть поездом, хоть 398 автобусом. Кроме того, в отличие от обычного билета на ЖД, за день можно съездить в Прагу и обратно хоть 10 раз. Это очень выгодно, ведь обычный билет на ЖД стоит в обе стороны 167 крон, а далее по Праге билет на 90 минут обойдется в 32 кроны, на 30 минут — в 24 кроны. При наличии базовой In-Karta цена на ЖД падает на 25% (125 крон за обычный билет туда-обратно), но все равно при отсутствии у вас проездного по Праге (т.н. Литачка, чеш. Lítačka) вы либо будете ходить пешком, либо платить десятки крон за разовые билеты на метро, трамваи.

Это при всем при том, что ездить в Прагу студентам Подебрад нужно дай Бог 5-10 раз за год: обычно в первые недели учебы пару раз ездят поглядеть на достопримечательности, потом уже лишь на дни открытых дверей, вступительные экзамены или запись в студенты.

Безусловно, я описал ситуацию упрощенно, цены на ЖД-поездки приведены без учета скидок типа „Včasná jízdenka“, групповых поездок (тогда 1-й пассажир платит полную стоимость, а каждый последующий — лишь 50%). Система PID непроста, но проездной PID на 24 часа — это очень просто и очень выгодно для поездки в Прагу при отсутствии Литачки. Все возникающие вопросы не стесняйтесь задавать в комментариях под статьей, обязательно ставьте лайки анонсу этой статьи и делитесь ссылкой в социальных сетях, это очень важно для меня!

UPD 19.10.2018 В данный билет добавили еще 2 зоны, поэтому цена повысилась до 240 крон. Причем на него не распространяется 75% скидка по ISIC, поэтому привлекательность билета во многом пропала.