Этот год является юбилейным, 10-м годом сбора отзывов мной отзывов студентов выпускников UJOP на их учебу на курсах и первый год жизни в Чехии. Публикуются абсолютно все отзывы, без каких-либо правок — вы и сами легко увидите по тексту, насколько отличается стилистика, пунктуация и даже попросту оформление. Очень приятно был удивлен активностью студентов в Подебрадах, которые прислали уже в первой волне 8 отзывов, а также одна из мам прислала свое мнение, оно выложено в отдельной рубрике в конце статьи. Также выложена пара отзывов на Марианские Лазни, 2 на Кристалл и лишь 1 — на Гостиварж. Увы, больше отзывов нет. Не стесняйтесь и сейчас присылать свои отзывы мне во ВК и ФБ, я буду дополнять статью ими.

Тигран Оганесян (Москва, Россия) — бакалавриат электротехнического факультета ЧВУТ

Вступление. Начну с того, что я никогда не думал о получении первой ступени высшего образования заграницей. Успешно сдав ЕГЭ, я поступил в хороший, по московским меркам, технический институт. Но отучившись несколько месяцев я отчислился. Причиной отчисления я бы назвал несоответствие моих ожиданий и суровой реальности (Не думаю, что это кому-либо интересно, поэтому не стану описывать все в подробностях). В итоге, осознав на собственном опыте, что в моем случае получать степень бакалавра в Москве не только дорого, но и бессмысленно (по отношению затраченного времени к качеству полученного образования) я решил искать достойное образование за разумные деньги заграницей.

После долгих поисков самым лучшим вариантом, как Вы уже поняли, оказалась Чехия. И вот наступил самый сложный лично для меня этап, а именно выбор языковой школы. При поисковом запросе “языковая школа в Чехии” Вы наткнетесь на ОГРОМНУЮ кучу сайтов частных языковых курсов. Прочитать почему же не стоит ехать на такие КуРсЫ Вы можете по этой ссылке. Среди бесчисленного количества таких сайтов очень трудно найти курсы ÚJOP от Карлова университета, но если Вы это читаете, то Вам повезло, не упустите свою возможность.

Чем заняться до начала курсов?

Изучение чешского языка. Так как я записался на курсы примерно в октябре, у меня было очень много свободного времени до начала обучения, поэтому я решил начать учить чешский язык (что теперь считаю большой ошибкой). В плюсы такого решения можно записать только уверенность в себе в начале обучение, но минусов будет гораздо больше, а именно:

  • Потраченные деньги и время.
  • Отсутствие интереса к изучению языка в начале курсов.
  • Недобросовестное отношение к обучению в начале года.

Итог: в этом нет абсолютно никакого смысла, так как Вы в любом случае начнете обучение на курсах с нуля. Вот статья на эту тему.

Повторение профильных предметов. Примерно через две недели после начала учебного года Вы столкнетесь с первым испытанием, а именно с распределительным экзамен. Советую перед этим повторить школьный материал, так как от этого экзамена зависит в какой группе Вы будете учиться, и какие преподаватели будут с Вами работать. Чем лучше Вы его напишите, тем будет лучше для Вас, так как он, по моему мнению, сильно влияет на качество полученных знаний.

Интересные статьи и видеоролики. Если у Вас есть свободное время, то советую его потратить на прочтение статей на сайте Подебрады.ру, здесь Вы найдете большинство ответов на интересующие Вас вопросы в плане обучения, получения визы и многое другое. Если Вы планируете поступать в ČVUT, то советую почитать блог Александра Скоробогатова Хочу в Прагу. Также найти интересные статьи можно на сайте Федора Кообаса czech-in.

Проживание

Я никогда не жил в общежитиях до этого и поэтому думал, что будет некомфортно и проблематично, но все оказалось абсолютно наоборот. Я жил в новом общежитии и никаких проблем за все время проживания не испытал. Регулярная смена постельного белья, регулярные уборки в комнатах, новая и удобная мебель. При поломке чего-либо Вы можете обраться на рецепцию, где Вам обязательно помогут. Единственный минус – это качество интернета, но его планируют улучшить уже этим летом.

Хотите жить в комнате без соседа? Вы можете себе это позволить, доплачивая совсем немного, но я бы Вам не советовал этого делать. Все очень просто, если у Вас нет ОГРОМНОЙ силы воли, то скорее всего Ваша успеваемость снизится и у Вас появится бардак не только в голове, но и в комнате. Живой пример – это мой бывший сосед по комнате (привет, Вова!). Но если Вы все-таки на это решились, то подавайте заявление на проживание в одиночку прямо в начале учебного года, так у Вас будет больше шансов заселиться.

Обучение

Как я уже писал, достаточно важно попасть в хорошую группу, так как учиться намного комфортнее и продуктивнее среди людей твоего уровня или выше, которые стремятся получить максимум знаний. По итогам семестральных и итоговых экзаменов будет видно четкое разделение по результатам, например в моем году группы Т1 и Т2 были значительно успешнее групп Т3 и Т4. Но это не значит, что, попав в ту же группу Т4 у Вас не будет шансов получить достойные знания, нужно будет просто приложить больше усилий.

Перевод в другую группу. Если с начала обучения прошло примерно 2 месяца, то скорее всего Вы спокойно сможете перевестись в любую группу (если она не переполнена). Вы можете даже поменять направление с технического на экономические и т.п., но возможно нужно будет сдать распределительный экзамен.
Если с начала обучения прошло больше, чем 2 месяца, то перевод будет проблематичным. Скорее всего Вы сможете перевестись в более низкие группы (например, из Т2 в Т3), но в более высокие возможно не получиться (я пытался перевестись из Т2 в Т1, но мне отказали).

Изменение расписания. В начале года Вы можете немного изменить свое расписание. Существует возможность заменить один из профильных предметов другим (например, физику английским и т.п.).

Предметы. В отличии от большинства языковых школ, в ÚJOP Вы будете проходить не только чешский язык, но и профильные предметы. Я считаю, что это один из огромнейших плюсов, из-за которого стоит выбрать именно эти курсы. Так как я учился в технической группе, моими профильными предметами были математика, информатика и физика.

Математика. В моей группе (Т2) преподавателем математики был Karel Lhotský. Очень опытный и хороший преподаватель, но иногда ему не получается навязать интерес к предмету некоторым ученикам. Программа вполне полная и качественная, нам раздали три книги с теорией и задачник (автором которого является pán Lhotský). По ним вполне можно учиться самому и находить интересные для себя задания. Курс математики я бы оценил на 8/10 из-за иногда скучных лекций.

Информатика. В отличии от большинства студентов, информатика мне показалась одним из интереснейших предметов. Учителем всех групп является Miroslav Jílek, он очень охотно проводит занятия и всегда просит задавать вопросы при возникновении каких-либо трудностей. Учебников по информатике нет, мы учились по презентациям. Хоть в них и встречаются ошибки, но они достаточно полные и понятные. Домашние задания по информатике – одни из самых интересных за весь курс обучения. Обычно, это задания на программирование на языке C, над ними часто нужно думать не один день, чтобы добиться 100% результата. Как я уже писал, большинству учащихся не нравиться этот предмет (возможно из-за сложности), поэтому главным минусом является отсутствие конкуренции среди учеников. Лично для меня курс информатики заслуживает 9.5/10, я практически не скучал и получил много новых знаний.

Физика. Сразу хочу предупредить, что если Вы хотите учиться на физике, то Вам ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно попасть в группу, где преподает Jaroslava Vesecká или Zdeněk Rubeš. Это отличные учителя, от которых Вы определенно будете в восторге. Но если Вам не повезло и Ваш преподаватель — Zuzana Beránková, то я Вам советую воспользоваться переводом в другую группу (если Вам нужна нормальная физика), заменой предмета (если Вы знаете физику на высоком уровне) или же ничего не делать (если Вы не знаете физику и не планируете ее учить). К последнему советую не прибегать, Вы зря потратите свое время. У этого преподавателя нет абсолютно никакого желания учить, возможно ее до этого довели сами ученики, которым “не нужна физика”. Физика была для меня самым скучным и непродуктивным предметом, в начале года я старался учиться и возможно даже получил какие-то знания, но сам курс в целом я бы оценил на 2/10.

Чешский язык. У всех преподавателей большой опыт и, соответственно, высокий уровень обучения. Качественные учебные материалы и интересные лекции помогают лучше изучать язык. Все очень субъективно, поэтому я не стану расписывать все достоинства и минусы обучения, но могу Вас заверить, что обучением занимаются профессионалы своего дела, сомневаться в них не стоит. Если есть какие-то вопросы можете задавать мне их в личные сообщения вконтакте. Оценка – 9/10, хотелось бы больше общения и дискуссий.

Итог. Я успешно сдал все экзамены и поступил на факультет, на который планировал поступать. Трудностей при сдаче экзаменов практически не было.

Отдельное спасибо поддержке Подебрады.ру и лично Илье Рудомилову, который помогал решать все возникшие проблемы (не только связанные с учебой) в течение всего учебного года!


Анжелика Гарькуша (Славянск-на-Кубани, Россия) — бакалавриат ФИТ ВУТ

Всем dobrý den, хотела бы поделиться своим опытом обучения на языковых курсах UJOP в Подебрадах. Я прилетела 1-го сентября и с первого же дня под общагой целую неделю собирались студенты, чтобы познакомиться.

Обучение в замке. Учеба началась 9.09. Первые две недели мы учились на АОК(ускоренный курс чешского языка), вела Хана Билкова, строгая, цеплялась к каждой букве, но это помогло в будущем. Где-то через неделю после начала учебы мы писали распределительные тесты. Так как я училась на техническом направлении, я сдавала математику и физику, попала в группу Т2.

Обучение проходит с первого дня на чешском языке, поэтому нам пришлось «заговорить» на ломаном, но чешском очень скоро. Физику преподавала у нас Зузана Беранкова (на первый взгляд показалась не очень доброй, но оказалась спокойной и хорошей учительницей, но было немного сложновато тем, кто не изучал физику раньше, особенно первое время).

Математику вел Карел Лхотский, его часто заносило не в ту степь, и мы треть урока слушали про его выступления в театре и смотрели фото. Изначально его «личная система преподавания» казалась слегка странной: Мы много времени тратили на заучивание цифр и чисел, которые мы уже знали раньше, каждый человек в классе должен был повторить то, что сказал учитель, и минут 20 по классу разносились только «jeden, jeden, jeden…; sto, sto, sto…; čtverec, čtverec, čtverec…».

Информатикой нас пытался заинтересовать единственный и неповторимый Мирослав Йилек. Мы шли на наш первый урок информатики уже подготовленными- много прочитали о нем из отзывов прошлогодних студентов курсов. Большей части ими написанного я не заметила, он мне показался очень заинтересованным в своем предмете, много рассказывал о поступлении в университет. Конечно, многое было непонятно(очень многое), но на уроках он подходил к каждому и спрашивал, как продвигается задание. Домашние задания были в несколько раз сложнее того, что мы проходили на парах. Совет-подучите язык С чтобы въехать в то, что пытается донести до вас Йилек и не стесняйтесь просить у него помощи!

По чешскому языку у нас было два учителя.

1) Анастасия Вашичкова(которая была нашим «классным руководителем»)

Хорошая учительница(довольно таки молодая), хорошо говорит по-русски, но долго в этом не признается, писала на доске русские слова и предложения, показывала для примера видео на ютубе, делала все, лишь бы до нас дошло истинное значение слова. Первые пару месяцев было немного скучновато, но когда темы пошли сложнее, оказалось, что ее подача очень даже хороша и понятна.

2) Лукаш Ванёуc

Учитель, который заинтересовал всех в чешском языке с первой пары и до последней. На его парах каждый человек принимал участие в процессе, мы работали парами, группами, все вместе, было много игр, благодаря нему мы с одногруппниками хотя бы чуть-чуть узнали друг друга. Его уроки были направлены на разговорный чешский, поэтому мы в процессе разговора могли не заметить, как пара подошла к концу. Поэтому, если вы увидите в своем расписании «Va»- вам очень повезло.

(По секрету)-если нужно распечатать пару листочков бесплатно- пишите учителям СМС, обычно не отказывают.

Онлайн-обучение. Тот пункт, который очень сильно подпортил весь учебный процесс. Буквально за один день было принято решение приостановить обучение в замке, несколько дней у нас были каникулы (пока настраивалось все для Teams), затем начались онлайн-занятия. Хотя, занятиями это было сложно назвать, так как нам кидали дз, мы отправляли его, и нам приходил ответ с результатом. У многих групп были занятия с учителем по видео-связи, у нас такого не было. В любом случае, это вылилось в некоторые пробелы в знаниях, и еще меньше людей, чем обычно, получили сертификат.

Нострификация. Слово, которое пугает. О дате нострификации я узнала за месяц. Мне выпали биология, география и английский язык (как и большинству). И если с английский языком у меня все отлично, то биология-для человека, который не учил ее никогда, была сущим адом. Спас ситуацию карантин- перенес дату на июнь. Забегая вперед-сдали почти все. Надо совсем молчать, чтобы не сдать. Если ты пытаешься что-то говорить по теме- будет зачет. Если бы я вернулась назад в лето перед курсами-я бы подучила биологию и географию, чтобы не тратить много времени на них здесь.

Общежитие. Как я уже говорила, я заехала 1-го сентября. Общежитие очень хорошее, я жила в Отельном доме (К2). Холодильник, ванная комната с туалетом в комнате, много места для вещей(это было важно для меня). Большой стол и очень много полок позволили вместить много книг и учебников. Художественную литературу и учебники можно было брать в студовне, которая находится на втором этаже. Там же стоят столы, что было удобно для совместной подготовки к экзамену.

В комнатах (по идее) каждый будний день должна была убираться уборщица, обычно, во время того, как мы были на парах в замке. Однако, с наступлением карантина она пропала (это понятно), через некоторое время она вернулась, но ее уборка заканчивалась выносом мусора рано утром, когда все спали. Поэтому мы начали закрывать дверь на ключ, чтобы поспать подольше, и начали просыпаться уже от громкого стука в дверь…

Кухня неплохая, однако, мало кто убирал после себя, и поэтому там было постоянно грязно. Из-з обилия различных кухонь мира, постоянно пахло чем-то на весь этаж, иногда не очень аппетитно.

В подвале К2 находится спортивный зал, где за небольшую цену студентам UJOP предоставлялась возможность посещать зал неограниченно, и окрыленные этим многие студенты купили себе абонемент и сходили туда за 9 месяцев от силы раз 5.

ВАЖНО!!! В день заезда вам дадут листочек, на котором надо будет написать все недочеты комнаты-проверьте каждую плитку, каждый уголок, все неровности.

Деятельность в свободное от учебы время. Расположение Чехии позволяет студентам курсов путешествовать по соседним странам недорого и быстро. Некоторые студенты ездили каждые выходные в Австрию, Словакию, Германию и т.д. Даже в маленьких Подебрадах можно найти чем заняться- пляж, остров, лес, поля.

К сожалению, моя группа была не самой дружной на курсах, и мы ни разу за год не собрались вместе в баре или кафе, хотя у многих в течение года было много таких внеклассных встреч.

Очень понравились мероприятия, которые устраивали учителя- празднование Хэллоуина, костюмы, конкурсы( дарили очень много милых подарочков). Не пропускайте, если есть возможность- там очень много вкусных сладостей!

Имматрикуляция- своеобразное «посвящение в студенты» в начале года-студенты показывали свои таланты, учителя поздравляли нас и друг друга.

Также советую присматриваться к объявлениям на досках, которые висят в лестничных пролетах. Там часто бывает важная информация или конкурсы(на сочинения, фото).

Обязательно вступайте в беседу Вконтакте учащихся вашего года(если ее еще нет-создавайте и кидайте клич в сообщество, как это сделала я), там всегда можно спросить обо всем, узнать опыт студентов университетов и просто пообщаться. Бонусом будет всезнающий Илья, который всегда на связи и помогает со всеми вопросами.

Магазины все недалеко, есть Альберт, в котором закупаются почти все, Пенни , строится Билла. Работают до 20:00, ночью сходить в магазин вряд ли получится( это заправка, находится довольно далеко). Советую иногда заходить в магазинчик возле замка( находится под рестораном китайской еды) .

В целом, впечатление о курсах только положительное. Время путешествий, учебы, общения, саморазвития, вечеринок (на что совсем не будет времени в университете). Уверена на 100%, эти 9 месяцев дают студентам основу для дальнейшей учебы и подготавливают к выходу «во взрослую жизнь» в новой стране. Проблем у меня не было от слова совсем-главное-все делать вовремя.


Роман Клёпов (Воронеж, Россия) — бакалавриат технического факультета ЧЗУ

Свой отзыв хотел бы начать с того, что в Чехию попал немного случайным образом. Планировал ехать в иную страну по рабочей визе. В виду сложности оформления визы, а так же дипломатических контактов стран, это достаточно долгий и дорогой процесс. В результате оставил идею о рабочей визе и переключил своё внимание на учебную. В интернете достаточно большое количество предложений об обучении в разных странах. Внимание привлекло несколько стран: Финляндия, Германия, Чехия. В результате в совокупности всех критериев выбор остановил на Чехии (о чём не пожалел).

Достаточно долго уточнял информацию, отправлял документы, чтобы записаться на курсы. Как результат хорошей подготовки и качественно оформленным документам, получил студентческая визу.

Город обучения выбрал Подебрады, хотя долго колебался между Подебрадами и Прагой.

Приезд свой хорошо запомнил, ведь в Чехии до этого никогда не был. Меня встретил водитель в Праге и мы быстро достались до Подебрад. Далее заселился в общежитие, серьёзных проблем не возникло (почти все консержи говорят только по чешски). Первый день был днём отдыха (почти спал целый день). Второй день гулял по городу, слишком далеко боялся отойти, думал, что смогу потеряться.

Спустя два дня начилась учёба. Эти 2 дня шока и сумасшедшей усталости запомню на всю жизнь: я просто приходил, падал на кровать и засыпал. Начиная с 3 дня потихоньку начал входить в режим. Учёба проходила достаточно неплохо: нам на пальцах объясняли материал, были видео материалы, аудио и, конечно же, разговорная речь. И так пролетел весь учебный год. Последние 2,5 месяца проходило в удалённой
форме, часы серьёзно были срезаны, объяснения материала было крайне мало, а иногда вообще не было, рабочий режим был сорван. Ко всему этому вдобавок были серьезные проблемы с интернетом (он просто пропадал). Естественно, что материал в полном объеме не доучили. Сам смог дотянуть до уровня В1 (В2 провалил, на экзамен В1 решил не идти — для меня это роли никакой не играло).

Обучение проходило в среде MS Office 365, материалы посылались в Teams. Удивило, что когда руководство UJOP решило возобновить занятия в замке (небольшими группами), нас оповестили только в Teams. На электронную почту сообщения отправлено не было. В Teams я успешно пропустил это сообщение, а когда узнал от ребят, что надо заявку отправлять на обучение в замке, удивился. Когда у своей учительнице уточнил, могу ли я посещать занятия, ответ был отрицательным (форму не заполнил и не отправил, сроки прошли). Это меня сильно растроило и вызвало глубокое непонимание. Я понял, что пора отдавать приоритет не экзамену UJOP, а экзаменам в университет — переключился на подготовку к вступительным экзаменам. Сразу скажу, что университет не топовый, но всё-таки успешно сдал экзамены и поступил. Впереди ещё вступительные экзамены на другие факультеты и продление визы.

Если подытожить всё вышесказанное, то родителям и ученикам я однозначно могу посоветовать UJOP как качественную школу чешского языка с обязательной подготовкой к университету. Отдельно отмечу, что документы на нострификацию лучше отвозить самостоятельно, UJOP очень долго всё тянет. Ещё хотел бы заострить ваше внимание на одном моменте — пока эпидемия короновируса в ЧР полностью не закончится, я категорически не рекомендую приезжать, удалённое обучение — это чуть лучше самостоятельного изучения языка. В моём случае однозначно могу сказать, что с урезанными часами, несистемным обучением в удалённой форме и периодическим отсутствием интернета — 2,5 месяца потерянного времени и средств. Преподавательский состав понравился, во втором семестре преподаватели больше с нами общались и меньше материала давали для изучения.


Егор Рудаков (Москва, Россия) — бакалавриат факультета биомедицинской инженерии ЧВУТ

Вот и подошел к концу учебный год 19/20 в уч. центре Подебрады, оставивший у меня в основном положительные впечатления как от учёбы, так и от Чехии в целом.

Мой опыт, как и опыт всех студентов этого года, будет отличаться от остальных, в связи с «нестандартной» схемой обучения во второй половине уч. года (для читающих в 2030 напомню: был коронавирус, и в Чехии была ЧС/ЧП, короче говоря, «nouzový stav»). Не вижу особого практического смысла расписывать здесь, как проходили онлайн-занятия, но справедливости ради упомяну, что уч. центр Подебрады с задачей удаленного обучения студентов справился, не берусь однако уточнять, насколько хорошо; всё-таки большая часть работы, конечно, перекладывалась на самих студентов, повышая тем самым роль их личной ответственности.

Курсы. Целью первых двух недель на курсах было дать студентам необходимый языковой минимум, одинаковый для каждого, т.е. в независимости от выбранной ранее специальности. Только чешский, только на чешском. Преподаватели прекрасно понимают, что язык вы до приезда не учили, однако их знание того, ЧТО Вам сказать и КАК это сделать, ведет к успешному усвоению Вами языковой базы. За время АОК (так назывались эти первые две недели) Вас познакомят с городом, с самим замком, покажут, где попить, поесть, найти дядю полицейского и т.д. Что касается важной организационной информации – она будет передана Вам в понятной для Вас форме, будь то на русском или английском. В целом, первые две недели воспринимались мною как увлекательная игра, которая, однако, требует усидчивости и серьёзного к себе отношения – всё-таки учёба.

До распределения по группам Вы напишете пару тестов – советую их написать хорошо. После этого начнется основной блок обучения: появятся доп. предметы и новые учителя, два преподавателя по чешскому (один из них будет Вашим классным).

Чешский. У моей группы была «пара» Яна Айхлерова (классная) + Ева Форманкова, и, как мне кажется, это было отличное сочетание живой подачи материала и юмора пани Яны и выверенного, чёткого изложения пани Евы. Надо сказать, что большую часть «сухого» штудирования грамматики и заучивания лексики приходилось оставлять на дом, занятия в замке же были очень яркими и тем запоминающимися, не теряя при этом своей структуры. Поэтому я всегда ходил на чешский с удовольствием и предвкушением чего-то нового и интересного, что впоследствии бы мог хорошо закрепить дома.

На выходе прилежный обучающийся получает всё то, что требует от его знаний сертификат Б2; переписывать оттуда пункты я не буду, лишь подчеркну, что программа больше нацелена на то, чтобы научить «принимать» информацию (аудирование, чтение), нежели её «отдавать» (говорение). Ни в коем случае, однако, не подумайте, что грамматике или говорению Вас там не научат или научат «не очень». В целом за 9 месяцев обучения можно получить равномерно распределенные знания чешского языка.

Дополнительные предметы. Я учился в группе информатиков, как следствие у нас были: математика, физика и информатика. Их предназначением было не столько научить Вас чему-то новому из области самого предмета, сколько дать необходимую лексику, которая будет нужна уже в ВУЗе, попутно эти предметы повторяя (хотя пары пана Рубеша по математике были достаточно занимательными). В предыдущем предложении, возможно, Вам показалась отсутствующей часть с «обучением непосредственно применять эту лексику». Увы, заставлять Вас ей пользоваться никто не будет, это уж вы сами выбираете: молча решать примеры у доски или красиво и лаконично, по-чешски сопровождать Ваше решение комментариями, что, по моему мнению, тоже очень полезный навык.

Жизнь в Подебрадах. Подебрады – тихий, спокойный город. Являясь достаточно известным туристическим местом, он пользуется популярностью у Чехов (стоит упомянуть, что чехи очень любят путешествовать по своей стране – это практически часть их современной культуры отдыха). Отсюда также вытекает обильное количество ресторанов, кафе, продуктовых магазинов, тут есть кинотеатр, достаточно вместительный по меркам города театр, озеро и пляж, здесь можно жить круглый год, никуда не выезжая – буквально все есть в пешей/велосипедной доступности. Что касается велосипедов – Чехия сама по себе имеет хорошую инфраструктуру для велосипедистов, здесь их очень много. Вы можете купить в Подебрадах свой буквально за 1000 крон (на год проживания вполне сойдет). Если жить не можете без больших городов – идёте на вокзал, и через час после прибытия поезда вы уже в Праге.

Общежитие. Я жил в общежитии на Яна Оплетала 77, К2 (т.е. «с удобствами»). Пожалуй, это одно из лучших общежитий, в котором я/Вы будете жить в Чехии. Двухместные номера (при желании и наличии мест можно жить одному) просторные, много шкафов и полочек, большой стол, холодильник и туалет с душевой. Зимой топят, летом не жарко. На каждом этаже есть кухня (микроволновка, плиты, духовка, чайник и раковины для мытья посуды, много розеток), на которой в 90% случаев Вам хватит места. Есть прачечная и балконы, чтобы сушить белье. Здесь чисто, два раза в неделю в комнатах моют пол и убирают, каждый день убираются на кухне. Есть т.н. «студовны», в которых можно заниматься по вечерам или просто собираться с друзьями за какой-нибудь настольной игрой, если кроме Вас никого там нет, и Вы никому не мешаете. Единственным серьезным минусом является интернет, который здесь хорошо работает отнюдь не везде, в тех же студовнах он часто барахлит. Лично мне повезло, в моей комнате с ним практически нет никаких проблем, а скорость устраивает.

Также стоит упомянуть наличие фитнеса на цокольном этаже, в котором есть все, что присуще обычной «качалке», советую купить абонемент.

Питание. Дешевле всего готовить еду самому на кухне. В перерывах между последними парами (когда их четыре) есть часовой перерыв на обед – за это время можно успеть дойти до общежития и разогреть приготовленное блюдо или же пообедать в ближайших кафе, в некоторых из них цены приличные для ежедневного будничного посещения.

Личные впечатления. Отвечая самому себе на вопрос «Будь у меня второй шанс, поехал бы я вновь в Чехию?», я не могу не принимать во внимание фактор того, что этот год был для меня первым «самостоятельным», первым «общажным», и, самое главное, в то же время я был вынужден находиться в другой стране. Плюсы такого опыта видны издалека – всё та же самостоятельность и умение адаптироваться к изменяющейся ситуации. Однако временами мне было нелегко с психологической точки зрения, ведь мне пришлось вырвать себя из комфортной среды, культурной и языковой. На момент моего приезда у меня не было здесь ни одного знакомого, и саму Чехию я знал мало. Я думаю, что полностью этих проблем (читай «стрессов, сомнений в совершенном выборе и т.д.») я бы не смог предупредить и избежать.

Однако, взвешивая все «за» и «против», я понимаю, что этот год в Чехии мне будет приятно вспоминать в будущем – он принёс мне много новых впечатлений, подарил мне чудесно проведенное время в городе Подебрады и новых друзей. Я рад, что попробовал сюда приехать.

Некоторые мысли по поводу 20/21. В связи с трудной ситуацией получения виз и ограничениями по пересечению границ, вероятно, многие люди не смогут быть в Чехии на момент начала обучения. Возможным решением бы могло стать то самое онлайн-обучение, о котором я упоминал выше. Я лишь выскажу свою точку зрения касательно удаленного обучения в контексте изучения любого иностранного языка.

Как я уже упоминал, правильный подход и знание дела дает возможность преподавателям чешского языка доносить то, что нужно студентам (собственно, сам чешский язык с его правилами и проч.), на этом же, новом для студентов, чешском языке. Однако я уверен (и почувствовал на себе), что огромную роль в донесении этой информации в подобном виде играет эмоциональный контакт преподавателя и ученика, возможный лишь при личном присутствии обоих в одном кабинете, в одной школе. Я уже молчу про личное присутствие обучающегося в среде, где все говорят на иностранном языке. Как следствие, онлайн-обучение всего этого лишено.

Лично я, имея выбор, не стал бы учить новый для меня язык онлайн, по крайней мере начинать этим заниматься, уверен, лично мои результаты бы были разительно хуже; если вы сейчас рассматриваете
такую возможность, то советую серьёзно задуматься о всех плюсах и минусах относительно именно ВАС.


Анастасия Ликонцева (Красноярск, Россия) — бакалавриат электротехнического факультета ЧВУТ

Не смотря на все трудности этого учебного года — обучением я довольна. По приезду все мы были как слепые котята, не знали куда обратиться, где и что находиться. А теперь мы все «подросли» и начинаем «вылазить из коробки» и разбегаться кто куда) Первый год на курсах хорошо подготавливает ко многим реалиям и переиначивает все привычки, например, успеваешь купить продукты/сигареты/пиво(кому что) до 8 вечера, иначе потом просто негде. Студенты самостоятельно занимаются всеми документами, подачами на визу, отправлением приглашек и многим другим, никто за ними не бегает с вопросом «почему не сделал?». Я думаю, для многих вчерашних школьников это полезный навык.

По поводу самого обучения у меня есть некоторые недовольства, но это вызвано лишь нынешней ситуацией самоизоляции. Онлайн обучение по чешскому было выстроено хорошо, преподаватель скидывала материалы, по ним же мы потом проходили тесты, писали тексты (вот тут минус, что word исправляет за тебя все ошибки, велик соблазн этим воспользоваться). Не хватало только что онлайн видео-уроков, а по хорошему — личного контакта и живого общения. Интернет оставлял желать лучшего, особенно в период карантина, надеюсь, студентам этого года повезет больше и им проведут более качественный). Поэтому, как мне думается, наш разговорный чешский очень сильно пострадал за 3 месяца без нормальной практики. Просмотр фильмов/сериалов тут не поможет. Да, вы будете понимать лучше, но говорить — вообще не факт. Тут поможет только практика с носителями.

По остальным предметам — математика, физика, информатика, было сложно разбираться самостоятельно. Если преподаватель объясняет тему за лекцию + вы успеваете прорешать типовые задания, то дома приходилось несколько часов разбираться в теме, лексике, прорешивать примеры для закрепления еще около часа (долго, да, т.к. посмотреть то никто не может, чтоб сказать, где ты ошибся) и только потом приступать еще и к домашнему заданию. Не знаю у кого как, но у меня из-за этого все копилось и разгребалось по дням — пару дней на чешский, пару дней на математику и тд., а потом заново, решаешь то, что накопилось, пока решал другое.

Если физику у вас будет преподавать пани Беранкова — не пугайтесь на первых занятиях того, что она очень быстро говорит и ничего непонятно, это того стоит) Постепенно начинаешь к этому привыкать и скорость усвоения информации, на чужом пока для тебя языке, возрастает.

По поводу информатики, я бы предупредила тех, кто хочет поступать на техническую специальность, но пока ничего еще не знает — займитесь этим дома. На курсах вы будете изучать язык C, разжевывать вам сильно не будут, поэтому, если что-то не получается или не понимаете — будете разбирать это сами, а это не всегда происходит быстро. Лучше разберитесь заранее, если это возможно. Пан Йилек, как правило, на лекциях объясняет одно, а домашнее задание дает в 100500раз сложнее или на ту тему, которую даже не затрагивал.

А так, все преподаватели очень добрые, дружелюбные и готовы придти на помощь в случае чего) Отдельно хотела бы выделить пани Важанову, которая у меня вела АОК и стала классным преподавателем. Человек очень увлечен своим делом и просто 24/7 излучает радость и позитив, преподает легко и непринужденно, подача материала просто великолепна, понимаешь все с первого раза. Постоянные игры и соревнования в группе, на её занятиях скучно не было никогда! Желание достать телефон и залипнуть даже не возникало)
Жаль, что она вела только чешский:D

Живу с начала года в новом общежитии, условия здесь хорошие, больше всего радует, что не надо бегать по разным этажам в душ/туалет) В общем и целом мне здесь нравится, но есть пару минусов. Т.к. ванная находится в комнате — в помещении постоянная влажность. Вентиляция работает у всех по разному, где-то вместе со светом включается, где-то просто отдельно, у нас же отдельный выключатель с таймером, 2-3 минуты работает и отключается. Поэтому не удивляйтесь, что в некоторых жилых комнатах могут быть мокрицы. Не везде, но такое бывает.

На кухне 4 конфорки, но у нас на этаже, с начала года почти, работают только 3. Про вечный срач, грязь

и куски пищи на плите и столе — я промолчу. 4 раковины, которых должно хватать, иногда бывают полностью забиты грязной, брошенной кем то после готовки, посудой. Не все проживающие тут думают о других. Особенно это чувствуется в выходные, когда нет уборщицы.
В комнате шкафов и полок с лихвой на все хватает. Под кроватью тоже есть место (стандартный чемодан туда не влазит, увы). Холодильник маленький. Если вы и сосед одновременно, например, сварите макароны, то две кастрюли уже могут не влезть.

Хотелось бы оставить пару советов тем, кто едет на курсы:
1. Если дома вы спите на ортопедической подушке — берите с собой, не пожалеете. То что дают здесь, на подушки не похоже вообще, не представляю, как ребята на них спят.
2. Если есть возможность кинуть пару тетрадок, опять же, берите. Их здесь очень скудный выбор. На столько, что не везде можно найти обычную общую тетрадь в клетку.
3. В начале года поехали в Икею за всей посудой — это было ошибкой. Как оказалось многое по качеству там хуже и дороже. Взяли там только пару тарелок и хорошие керамические ножи. Все остальное вы найдете в местном Теско, за вполне адекватные цены.
4. Возьмите с собой пару пачек семечек, в Подебрадах их вообще нет)

Немного обидно за то, что в этом учебном году из интересного была только Имматрикуляция и Хэллоуин. Осенью один раз ходили на прогулку по Подебрадам с нашей классной преподавательницей. Вот собственно и все, были планы съездить куда-то группой весной, но увы. Как с 11 марта сели на карантин, так и вышли с него только на экзамены в конце мая.

Подводя итоги, хотела бы сказать, что Подебрады навсегда останутся в моей памяти и в моем сердце! Чистый свежий воздух, красивая природа, сумасшедшее количество зелени, в которой городок просто утопает, кролики и ежики, перебегающие тебе дорогу, как ни в чем не бывало.. Просто прелесть) Здесь действительно есть для жизни вся инфраструктура, а самое главное — тишина и покой. Пожить и погулять в Праге вы еще успеете, а вот для того, чтобы насладиться Подебрадами — у вас есть всего лишь один год)

Отдельное спасибо Илье и Марине, которые готовы помочь в любое время и по любым вопросам) Офис рядом с общежитием очень удобен, можно и страховку купить, и анкету взять для продления (тебе тут же помогут ее заполнить), и интересующие вопросы задать.


Роман Шайбанеев (Москва, Россия) — бакалавриат факультета информатики и статистики ВШЭ

Мне очень повезло, что в Подебрадах я учился именно в самом захватывающем и интересном году со времен, наверное, 9/11, что придает проведенному здесь времени некого блеска, по сравнению с периодами студентов прошлых лет.

В целом, глобальных проблем не было, а если что-то и случается, то у вас всегда есть люди, которые будут рады вам помочь, начиная т. Рудомиловым и студентов прошлых лет, заканчивая классными руководителями, которые вообще чехи и имеют большой опыт работы с такими как мы. Также хочется отметить, что огромным плюсом является сам город. Конечно, я не путешествовал по Чехии так, чтобы побывать везде, но точно это лучшее место из всех тех немногих, где я был в этой стране. Приезжая из Праги, вы точно получите облегчение, что вернулись в приятное и тихое место (сам я из Москвы, для меня явно большие города должны быть привычнее, но Прага и близко не стоит рядом с Подебрадами по комфорту для меня). В городе есть почти все, недавно, например, недалеко от общежития открылась билла, пополнив ряд супермаркетов, коих без нее было 3. Но одновременно с этим здесь вас ничего не будет отвлекать, ибо самих развлечений не много, поэтому в театр или кино придется ехать в большие города, что довольно хорошо (вы же вроде учиться едете).

Но само обучение довольно спорное. С одной стороны, вы, имея iq выше 100, и просто посещая занятия, точно освоите язык для уровня поступления в лучшие гос. ВУЗы, ибо он сам не сложен для русскоязычных, и учителя опытные и очень хорошие (у меня их было 4, и только одна вызвала сомнения(пани Клобанова), но остальные 3 полностью ее компенсировали, наша классная вообще устраивала разговоры по интернету во время карантина каждый день, чем могла похвастаться только наша группа перед остальными, у которых эти разговоры происходили только раз в неделю). Однако проблема возникает с остальными предметами, так как если вы посещали школу, то смысл от программы почти нулевой, хотя все буквально зависит от учителя, например, у нас математику вела Зюзана Беранкова (запомните ее), которая просто шла по этой программе, когда такие преподаватели как пани Весецка и Рубеш вели намного лучше, давая более сложные задания (я даже начал ходить на математику к Весецкой, когда у меня была на то возможность). Здесь я хочу посоветовать хотя бы день посидеть перед распределительным тестом, чтобы попасть в более высокую группу, чего я не сделал, из-за чего попал в Е2, а не в Е1, которая на половину состояла из хороших и умных ребят, уровень которых соответствует группы Е1,- они и поступили в ВШЭ и Карлов, а вторая половина из людей, которые оставляют желать лучшего, ну они и попали в ЧЗУ, Пардубицы и т.п., хотя поступить в нормальные очень и очень просто (хотя есть некоторые, кто не попал не по своей вине, а в силу ситуации во всем мире, они, понятное дело, не в счет).

Здесь я немного распишу о себе, потому что я являюсь тем человеком, кому чешский язык не особо зашел, из-за чего сам я его начал учить, потребляя какой-нибудь контент только весной, до этого я ходил на занятия, делал д/з, работал дополнительно над грамматикой и лексикой, если это требовалось. Главное проблема чешского заключается в отсутствии этого самого контента, чешские писатели это прикол какой-то (на 500 кронах сказочница, хотя она там больше по политическим причинам), сами чехи особо переводить фильмы не хотят, на нетфликсе кроме Ведьмака и Ирландца либо чешский ужас, либо полу-известные переведенные сериалы. Поэтому остается читать и слушать переведенные книги, что я весной и делал, вооружившись сезнамом, ручкой и тетрадкой (если интересно, читал Капитал в 21 веке Тома Пиккети, который взял в библиотеке (вообще в Подебрадах довольно неплохая библиотека, где можно найти хорошую переведенную литературу), и слушал Мастера и Маргариту, которую нашел просто на ютубе). Зачем я это пишу? Просто, чтобы если кто-то обнаружит себя в такой же ситуации как и я, когда чешский язык не особо нравится, пусть не падает в депрессию, ибо курсов на самом деле хватит. А плюсы у чешского языка тоже есть: хорошее образование, которое вы здесь получаете, схожесть с другими языками, например, много лексики взято из немецкого, что немного поможет в изучении второго, или, зная его вы сможете читать коробку из-под пиццы на польском, сербском или словацком (круто же).

Еще хотелось бы посоветовать сдавать нострификацию в декабре-январе, так как у вас будет время подготовиться спокойно. Лично у меня она выпала на 6 июня, что усугубило мою ситуацию, когда в 20 числах мая были экзамены на курсах, 30 — СЦИО (экзамен), 8 июня — чешский в ВШЭ, благо вступительные я сдал в марте, что тоже советую сделать, если есть такая возможность.

Заканчивая, просто поставлю условную оценку в 7 из 10. Судить мне сложно, но боюсь другие курсы будут похуже (но говорю так только после общения с некоторыми людьми, когда сдавал эти самые вступительные в марте). Еще раз, курсов для поступления и чтения (того же Пиккети) точно хватит, поступить тоже просто, главное — не вылететь уже дальше, но здесь полномочия курсов все.


Валерия Климова (Москва, Россия) — бакалавриат электротехнического факультета ЧВУТ

Всем доброго дня! После года на курсах меня переполняет масса эмоций и впечатлений, которыми я хотела бы поделиться в своём отзыве.

Город. Подебрады – это маленький курортный городок с населением не более 15 тысяч человек. Причём абсолютное его большинство – чехи, которые зачастую не владеют ни английским языком, ни тем более русским. Для нас это несомненный плюс, который способствует изучению чешского языка. К сожалению, мне так и не удалось свыкнуться с очень размеренным темпом его жизни, но этот город определённо останется в моём сердце, и я буду вспоминать о нём с теплом и ностальгией.

Питание. Примерно на одинаковом расстоянии всего в 10-15 минутах от общежития находятся два супермаркета: старый добрый Albert, верно служивший студентам многие годы, и открывшаяся в июне этого года Billa, которая отныне составляет ему конкуренцию. Хоть Billa и привлекает своей новизной, я отдаю предпочтение Albert’у: путь к нему проходит через центр города, а также мимо Центрального парка. Те, кому ассортимент этих магазинов покажется скудным, могут прогуляться до гипермаркета Tesco. Дорога проходит через лесопарк и занимает около получаса. Особо ленивые, к коим я и сама отношусь, могут воспользоваться услугами транспорта, а именно доехать на автобусе всего за 12 крон. Не могу не упомянуть также супермаркет Penny, расположенный у вокзала. Главной его «достопримечательностью» являются пельмени. Кроме сетевых магазинов по всему городу можно найти так называемые «вьетнамки» — маленькие магазинчики, которые держат вьетнамцы. Советую овощи и фрукты покупать именно там.

В те дни, когда совсем не хочется проводить время на кухне, или, например, в перерывах между парами можно заглянуть в один из подебрадских ресторанчиков. Обычно все студенты ходят в Hong-Kong или Sámer Kebab, но мне особенно полюбился Savoy, на площади прямо у замка. Очень советую хотя бы раз попробовать там пиццу под номером 54. А за традиционными чешскими блюдами и пивом однозначно стоит зайти в Náš hostinec.

Общежитие. Общежитие в целом меня очень порадовало. Во-первых, оно расположено всего в 10 минутах от замка, в котором проходят занятия, и, согласно подсчётам Ильи, в 2 минутах 33 секундах от офиса Подебрады.ру. Во-вторых, в комнатах новая мебель, много места в шкафах и на полках. Хотя мне, как девочке, и этого было не достаточно. Смена постельного белья раз в две недели: относите грязное – и сразу же получаете чистое. Что касается отопления, температуру каждый может регулировать под себя, что я считаю несомненным плюсом. Зимой в комнате было тепло, можно спать с открытым окном. Почти всегда я готовила еду сама, поэтому для меня было важным состояние кухни. Оно было более чем удовлетворительным. Уборка производится каждый будний день. В начале учебного года по выходным там царил хаос, но со временем студенты втянулись и научились за собой убирать.

Немного разочаровала меня чистота в комнате при заселении. Как мне показалось, шкафы, столы и кровати не отодвигались уже достаточно давно и вполне вероятно, что там успели возникнуть новые формы жизни, ранее неизвестные человечеству. Однажды, уронив за стол помаду, я попыталась её достать и извлекла вместе с ней оттуда клей, пару зубочисток, карандаши, волосы и чью-то вставную челюсть. Неудивительно, что там втайне от нас проживала колония пещерных пауков, один из которых попытался на меня напасть, а также динозавр, ранее считавшийся вымершим.

Чешский язык и профильные предметы. Про высокий уровень подготовки было написано уже не раз, и я с этим полностью согласна. Конечно, после года обучения в Чехии Вы не сможете свободно завязать разговор со случайным прохожим, но полученных знаний уже будет достаточно для того, чтобы понимать преподавателей, смотреть фильмы и читать книги на чешском языке. Что касается профильных предметов, Вы не только освежите в памяти школьный курс, но и дополните его, научившись находить изысканные решения для задач, некогда казавшихся сложными и даже нерешаемыми.

Не могу не отметить прекрасные человеческие отношения, сложившиеся между преподавателями и нами, студентами. В гимназии, где я училась в средней школе, с этим тоже было очень неплохо, но если говорить в целом и сравнивать ситуацию с российскими школами, где между учителем и его учениками устанавливается четкая граница, это небо и земля. Даже после завершения учебного года студенты нередко общаются с преподавателями, встречаются с ним уже в неформальной обстановке. Мои преподаватели: Jaroslava Vesecká (классный руководитель и учитель математики), Zdeněk Rubeš (физика), Jana Eichlerová и Veronika Vážanová (чешский язык), Miroslav Jílek (информатика). Огромное им спасибо!

Нострификация. Слово, которое наводит на всех страх и ужас. На деле это довольно несложный экзамен, который сдаётся в течение одного дня сразу по трём предметам и который, на мой взгляд, может сдать даже не самый успешный школьник. Что касается меня, я сдавала стандартный набор предметов: биология, география и английский язык – в очень уютной школе в Кутной Горе, разумеется, на чешском языке. Как мне показалось, к тем, кто сдаёт нострификацию без переводчика, экзаменаторы относятся гораздо лояльнее. Причём в этой школе преподаватели неплохо владели русским языком, и в случае, если что-то забылось, они всегда старались как-то помочь и навести на нужную мысль.

Конец учебного года. Из-за пандемии и последующего карантина, конец учебного года выдался чрезвычайно ответственным и сложным, особенно психологически. На июнь выпали и экзамены ÚJOP, и нострификация, и вступительные. В такие периоды, а они наверняка будут у каждого студента даже без карантина, не стоит поддаваться панике и спокойно и планомерно готовиться. Несмотря на все трудности, поставленная задача на этот год выполнена. Теперь я студентка ведущего технического университета ČVUT, чему безмерно рада!


Юлия Хохлова (Москва, Россия) — бакалавриат факультета международных отношений ВШЭ

Добрый день. Меня зовут Юлия и мне было 25, когда я решила впервые в своей жизни дерзнуть и попытаться исполнить свою мечту получить высшее образование в зарубежном университете. Скажу сразу — сомнений и страхов было много, это нормально. В свое время я перелопатила всю возможную информацию и в частности все опубликованные на сайте Подебрад.ру отзывы в попытках найти какое-то моральное успокоение на внутренние терзания в стиле «А верное ли это решение?», а теперь, спустя очень насыщенный год, пишу его сама. И оглядываясь назад, могу по меньшей мере сказать — да, было нелегко, да, было откровенно тяжело, но это все равно того стоило.

Приезд и общежитие. С приездом не возникло никаких проблем — нашу компанию прилетевших встретили в десять вечера и доставили вместе с багажом прямо до дверей общежитий. Маленький совет — если рейс прилетает вечером, позаботьтесь о том, чтобы положить в чемодан немного еды. Многие из нас об этом даже не думали, в итоге часов в одиннадцать вечера, как только нас наконец распределили по комнатам, мы осознали, что мы уставшие, голодные, а все магазины в такое время уже закрыты. Спасли только сушки соседки 😀

Я жила в новом общежитии и в принципе им самим была довольна, есть все для комфортной студенческой жизни — шкафы, рабочий стол и куча места для мелких вещей. Сильно портили жизнь в общежитии лишь три момента. Первый — отвратительнейший интернет. Жизнь с таким интернетом была как лотерея каждый день при том, что ты знаешь, что с удачей у тебя по жизни не очень. Поначалу были комнаты, у которых вайфай работал стабильно нормально (моя принадлежала к таким) — но потом и у нас он начал грешить. Жалобы не особо помогали — нам отвечали, что «оборудование старое, но в следующем году мы его обязательно заменим!». Впрочем, эта ситуация была терпимой до момента, когда грянул коронавирус и началось дистанционное обучение. Но об этом здесь уже писали.

Второй момент — очереди в прачку, возникающие почти всё время (я пыталась хитрить и вставать в 8 утра, дабы постираться — и все равно кто-то успевал раньше меня! :D). Тоже, по сути, игра на удачу — можешь доковылять с пакетами грязных вещей из новой общаги до старой и увидеть, что прачка совершенно пуста, а можешь наткнуться на многочасовую очередь. В целом тоже терпимо, хотя возникало ненавязчивое желание поинтересоваться, почему на 200+ человек только две стиралки и разве нельзя хотя бы слегка увеличить их количество.

Третий момент — некоторая категория людей, которая в прошлой жизни была свиньями. В нашем случае отдельно можно выделить арабов — те засирали всю кухню вплоть до того, что в ней невозможно было находиться, и постоянно шумели вечерами и ночами, сгруппировавшись в свою коммуну. На них прилетало огромная куча жалоб — но почему-то их это сильно не смущало, а заведущая и рецепционистки, кроме того чтобы прийти и пригрозить, более ничего не делали. В общем, тяжело было быть соседями этих арабов.

Учеба. Сразу замечу очевидную истину, но успехи студента в учебе зависят только от него и его работы. Курсы, а в будущем и университет, лишь предлагают инструмент для работы — и в данным случае этот инструмент был потрясающим. Серьезно, у меня в школе и в российском университете не было таких приятных, отзывчивых и компанейских преподавателей, как в Подебрадах. Меня распределили в Е1 (экономическая группа), нашим классным руководителем и учителем чешского был пан Беднарж — восхитительный педагог, с которым каждая пара была интересной. Было видно, что ему не всё равно, с ним не чувствовалось неловкости даже с самого начала, когда на своем нулевом чешском пытаешься обсудить с ним какие-то вопросы. В общем, если вам попадется он, считайте, что вам очень повезло. Вторым преподавателем чешского была пани Томашева — пары были более скучными, на мой взгляд, так как проходили часто строго по учебнику и в основном по грамматике, но всё равно очень понравилась как учитель и как человек. Тоже очень отзывчива и всегда поможет.

По математике была пани Весецка. На ее занятия всегда шла, заранее схватившись за голову — но не потому, что готовилась к худшему, а потому, что как бывшему гуманитарию математика кружила мне голову 😀 А сама Весецка как преподаватель — бомбический. Лихо объясняет, дает примеры, решает с нами и попутно успевает забавно шутить. Единственное — часто не успеваешь за ее темпом и можешь начать паниковать, потому что пока ты пытался понять один пример, она успела пройти… еще пять. Но все проблемы решались после пары либо же на консультации. В моем случае, так как я вспоминала всю школьную математику с нуля, мне приходилось уделять этому предмету кучу свободного времени, чтобы успевать за бешеным темпом наших занятий, и я безумно благодарна пани Весецке за то, что она не отворачивалась даже от самых тяжелых случаев 😀 Определенно буду скучать по занятиям с ней.

Английский у нас вела пани Покорна. Я приехала на курсы с хорошим английским, поэтому на парах мне было довольно просто — но всё равно было заметно, что несмотря на хороший английский у преподавательницы, ей сложно объяснять некоторые правила и их нюансы новичкам, в результате чего не все остались довольны ее преподаванием. Но как и остальные преподаватели, она очень отзывчива и, если что, к ней всегда можно было обратиться с какими-то вопросами или проблемами.

Во втором семестре начался предмет «Основы экономики» с панем Лукашем, с которым, к сожалению, мы успели познакомиться мало, так как вскоре грянула эпидемия. Но преподаватель показался очень располагающим и умел рассказывать интересно, поэтому до сих пор жалко, что таких пар не было больше.
В целом процесс обучения показался мне полезным и плодотворным, несмотря на мелкие изъяны, такие как отсутствие разговорной практики — но я представляю, как сложно такое организовать, учитывая что на одного учителя приходится от 10 до 16 студентов в среднем. Можно, конечно, отлавливать учителей с разными вопросами после пар и говорить с ними, но это всё равно не является полноценной практикой — поэтому эта часть обучения чешскому лежит полностью на каждом из нас.

Очень много дают учебников и учебного материала по каждому предмету — настолько, что мы далеко не всем пользуемся, потому что просто не успеваем. Но это определенно плюс (правда, тяжесть эту таскать нелегко, поэтому позаботьтесь о большом студенческом рюкзаке заранее).

Город. Вот здесь я не могу назвать никаких минусов. После переезда из шумной Москвы в Подебрады я до сих пор в восторге. Маленький городок, ничего лишнего, все в шаговой доступности, огромный парк, красивая центральная площадь и свежий воздух. Напротив замка находится библиотека, где можно взять годовой абонемент и брать книги. Есть несколько маленьких книжных, пекарен, и вообще здесь много маленьких магазинчиков на любой вкус. Цены при этом едва-едва ниже, чем в Праге. Во время перерыва в 15 минут между парами можно дойти до пекарни либо магазинчика и закупиться едой. В самом замке, кстати, с декабря, кажется, открыли буфет — но цены там примерно на 30% дороже чем если закупаться в отдельном магазинчике. Я хожу туда только в случае крайней необходимости, ибо чай за 100 рублей — ну нафиг.
Плюс замечу еще кое-что: несмотря на небольшие размеры, тут есть несколько клубов и пабов, так что молодежи все равно есть где разгуляться. Плюс особо желающие могут вызнать, как достать травку, и не дай бог увлечься этим, так что… лучше быть уверенным в том, что ваш ребенок точно этим не заинтересуется. Большинство из заинтересованных, конечно, не увлекается чрезмерно, НО знаю один случай, когда парня в сопровождении повезли к врачу из-за того, что ему стало плохо. В общем, к сожалению, при особом интересе и желании любой может начать этим заниматься.

Нострификация. Бояться вам точно не стоит, если выбрали Подебрады, а не Прагу, так как в пражских учреждениях нострификацию принимают строже. Здесь же достаточно начать готовиться за месяц. Если выучить и знать основное по каждому билету, то сдача пройдет успешно и без проблем. Более того, если готовиться, то окажется, что экзамены пройдут гораздо легче, чем ты ожидал — как, собственно, было у меня. Мне назначили английский, географию, биологию — я потратила две недели на то, чтобы вручную написать билеты по географии и биологии и еще по неделе на каждый из этих предметов, чтобы их выучить, и всё прошло без проблем даже несмотря на то, что в биологии я была полным нулем. Главное — выучить самое основное и не потеряться в деталях, которые, скорее всего, от вас даже не потребуют. Экзаменаторы понимают, что вам, скорее всего, та же самая биология нахрен не сдалась (только если вы не будущий медик — тогда спрашивать будут строже).

Плюс совет — подать документы на ностру где-то в октябре, чтобы вам назначили на февраль. Февраль — самый ненапряжный период для того, чтобы заняться подготовкой и успешно сдать, ибо потом, весной, начинается сплошная подготовка к вступительным экзаменам и будет намного сложнее совмещать.

Немного о дистанционном обучении. Вкратце — катастрофа. Этого никто не ждал, к этому никто не был готов, и поэтому я благодарна за то, что курсы среагировали оперативно и уже на следующей неделе после объявления ЧП и карантина в Чехии у нас возобновилась учеба на дистанционке. Хотя проходила она с кучей различных косяков и мы впали в еще большую зависимость от неравнодушности преподавателей к нам, потому что в то время как одни по своей воле поделили студентов на мини-группы и устраивали со всеми созвоны хотя бы дважды в неделю, то некоторые забили на свои обязанности почти полностью — в группе друзей, например, созвон проводился лишь раз в неделю на полчаса. Полчаса, от которых не было толка от слова совсем. Да и помимо этого, само собой, нельзя сравнивать качество очного и дистанционного обучения, потому как в сравнении с первым дистанционка проигрывает по всем фронтам. Кто-то говорил, что с дистанционным обучением появилась куча свободного времени — мне оставалось только завидовать, потому как все мое свободное время тратилось на то, чтобы пытаться разгрести горы домашнего задания (спойлер: безуспешно). Без очных объяснений и разжевывания материала было очень тяжко. В результате, я считаю, эпидемия очень подкосила обучение в последние месяцы, но этого, увы, никто не мог предсказать.

В заключение отмечу, что мотивация и желание учиться — пожалуй, самые важные ваши инструменты, с которыми вы должны сюда приехать. Практика показывает, что даже самые ленивые люди смогут добиться успехов в учебе, если есть мотивация (угадайте, о ком я говорю). И напротив — не стоит ехать сюда без четкого желания или же посылать сюда своего ребенка, если он сам этого не желает. Потому что если вы хотите — то никакие сложности не будут непроходимыми, вы сами будете убеждаться в том, что усилия не пропадают напрасно — и это касается не только изучения нового языка, но и интеграции в абсолютно новую среду, и всего остального. На курсах желание учиться одобряют, поощряют и всячески поддерживают, значительно облегчая жизнь — поэтому будьте уверены, что если вы хотите и решаетесь, то вы наверняка не пожалете. Удачи!

От родителей

Татьяна Веретенникова (Алексеевка, Россия) — бакалавриат факультета информатики и менеджмента Университета Градец-Кралове

Родителям всегда боязно отпускать далеко детей,особенно в другую страну. Мы понимаем,что сначала у них будет эйфория,новые прекрасные впечатления,друзья,но в то же время они выходят из зоны комфорта,и сил на это и на учебу может не хватить.Приходится самому обеспечивать себе быт,решать вопросы по учебе,по документам,еще и на другом языке. Перед поездкой я,честно,проштудировала весь сайт Подебрады.ру,прочитала кучу отзывов о том,что может нас ждать,очень тесно общалась с Ильей,задавала кучу глупых и не очень вопросов))) Теперь о плюсах и минусах: — очень хорошая 24 часа информационная поддержка Ильи и Марины — обязательно заказывайте комплекс услуг(трансфер,сим-карта и т.д),это сберегло кучу нервов нам всем.И первое впечатление от страны и от людей у сына было вау))) Очень хорошее доброе отношение встречающих,ответы на любые вопросы,просто хорошее настроение обеспечили. — ни разу не пожалели,что поехал сын в Подебрады,близко к Праге(хотя по российским меркам,там все близко),очень чистый,зеленый,интересный город. — учеба,учителя по рассказам сына,все было отлично(кроме времени карантина),отношение такое душевное,я так поняла,сходить на пиво с препдавателем,это норма))) — курсы сделали все,чтобы студенты заговорили на чешском и сдали все экзамены.По словам Егора,нострификацию из его знакомых сдали все,кроме тех,кто уехал в Россию во время карантина и не смог вовремя вернуться(кстати, на курсах предупреждали и советовали не уезжать их Чехии) — теперь,что мне не понравилось.

Минусов было для меня очень мало.Егор уже поехал после университа в России,о самостоятельной жизни представление имел,поэтому ни на что не жаловался,ничего плохого не рассказывал. — Проблема у нас сразу определилась с интернетом. Связаться по видео с сыном невозможно было 4 раза из 5,то вообще связи нет,то виснет постоянно. — учеба во время карантина — это был треш((( Они были предоставлены большую часть дня сами себе,организовать свое время нужно себя заставлять.На улицу выходить гулять нельзя. Задания задавали,уроков онлайн достаточно не проводилось. Такое время,нострификацию перенесли на неопределенный срок,непонятно как сдавать вступительные.Короче,было весело и детям и родителям. — не знаю,как нам так повезло,Егор узнал о новой дате сдачи экзаменов по нострификации буквально за 3,кажется,дня. Ему письмо почему-то на почту не пришло.Он,по-моему,сам ходил узнавал. В-общем,я лично рада,что сын уехал,что там все получается.И 100 % — при поддержке Ильи и его коллег это оказалось сделать в разы легче,понятнее и доступнее. Не жалею,что заплатили за курсы,благодаря им,сын очень динамично влился в чешскую жизнь и реалии,прожил очень интересный год,познакомился с новыми друзьями и приобрел какой-то свежий опыт.

Я,кстати,очень подсела на сайт Подебрады.ру. Отслеживаю все новые статьи и отзывы,с удовольствием читаю.Обязательно смотрю You-Tube канал Ильи,как ребята развиваются и что происходит у них нового. Желаю удачи в дальнейшем,и благодарю за помощь и их работу.